Название:
По-русски
название «BMW» произносится «бэ-эм-вэ́», что близко к немецкому произношению;
изредка встречается написание «БМВ». В англоязычных странах произносят
«би-эм-дабл-ю».
Существует также несколько «неофициальных» названий: для мотоциклов фирмы
исторически сложилось название «бимер» (англ. beemer), для
автомобилей — похожее, но не равнозначное «биммер» (англ. bimmer). В
России для обозначения марки могут также применяться названия «бэха», «бумер»,
в Греции «beba», в арабских странах — «BM». Автомобили также могут
называться соответственно их серии, например для 5-й серии — «пятёрка», нем. Fünfer, англ. fiver.
До Второй мировой войны:
Фирма была основана Карлом Фридрихом Раппом в
октябре 1913 года, официально промышленная компания BMW была
зарегистрирована 20 июля 1917 года, но первоначально как производитель
авиационных двигателей, Bayerische Flugzeug-Werke.
Округ Мюнхена — Milbertshofen был выбран потому, что он
располагался близко от Flugmaschinenfabrik Густава Отто —
немецкого производителя самолётов.
С 1929 года бело-голубая круглая эмблема BMW, использующаяся и до сих
пор (показана справа вверху), для удобства начинает трактоваться как самолётный
винт на фоне голубого неба. Компания BMW утверждает, что белый и голубой цвета
на логотипе взяты из флага Баварии.
В 1916 году компания подписывает контракт на
производство двигателей V12 для Австро-Венгрии. Нуждаясь в
дополнительном финансировании, Рапп получает поддержку Камилло
Кастильони и Макса Фрица, компания воссоздаётся как Bayerische Motoren
Werke GmbH. Сверхрасширение послужило причиной трудностей, Рапп покинул
компанию, и руководство компанией было принято австрийским
промышленником Францем Джозефом Поппом в 1917 году, компания
была названа BMW AG в 1918.
В 1919 году Франц Димер установил первый
мировой рекорд BMW, поднявшись на высоту 9760 метров на аэроплане с
двигателем BMW.
После Первой мировой войны, Версальский мирный договор
1919 запретил производство самолётов в Германии. Отто закрыл свою фабрику
и BMW перешла на производство тормозов для поездов.
В 1922 году BMW строит своё
сегодняшнее основное здание восточнее от мюнхенского аэропорта Обервизенфельд
(сегодня это городской Олимпийский Центр). В 1923 год первый мотоцикл BMW выпущен на
фабрике в Мюнхене. В 1924 году состоялся первый межконтинентальный полёт
в Персию на самолёте, оснащённом двигателями BMW. В 1926 году гидросамолёт Rohrbach Ro VII с
двигателями BMW VI устанавливает пять мировых рекордов. 1927 год. В этом году было установлено 87 мировых рекордов в
авиации. 29 из них — на самолётах с двигателями BMW.
В 1928 году BMW приобретает автомобильный
завод в Айзенахе (Тюрингия), и с ним лицензию на производство
небольшого автомобиля под названием Dixi. Компания заключает лицензионное
соглашение на постройку радиальных двигателей с американским производителем
авиамоторов Pratt & Whitney.
1929 Dixi — название первой машины
BMW. Она была разработана в Мюнхене, как и все последующие продукты BMW, однако
автомобили производились в Айзенахе до сороковых годов. Эрнст Хенне становится
самым быстрым мотоциклистом в мире на мотоцикле BMW.
После
войны:
Могущественный в довоенную эпоху концерн BMW оказался после Второй мировой войны в критическом положении, во многом из-за
запрета на производство составлявших основу её бизнеса авиационных двигателей и
уничтожения или занятия противниками Германии по мировой войне заводов концерна
в Мюнхене и Айзенахе. Так, мюнхенский завод Milbertshofen,
согласно решению американских оккупационных сил, подлежал сносу. Как и другим
немецким автомобильным компаниям с разрушенной Второй мировой войной
промышленной базой, BMW понадобились годы на возрождение в качестве серьёзного производителя автомобилей: лишь в 1962 году компания выпустила на рынок
автомобиль, позволивший ей выполнить эту задачу.
Стратегия BMW в послевоенные годы заключалась в попытках
поправить дела за счёт производства мотоциклов с малой мощностью, так как союзники позволили BMW по итогам войны производить
мотоциклы с объёмом двигателя лишь до 250 см3, а также больших и
комфортабельных седанов.
Однако рыночная конъюнктура и предпринятые менеджментом BMW попытки
восстановить производство авиационных моторов привело компанию BMW на самый
край пропасти и едва не закончилось установлением над ней контроля со стороны
извечного конкурента — Mercedes-Benz.
Производство лёгких мотоциклов:
Однако персоналу компании удалось спасти BMW за счёт выпуска
хозтоваров и велосипедов,
что отразилось и на решении американцев отменить решение о сносе завода и
последовавшем разрешении на производство лёгких мотоциклов. Так в 1948 году мотоцикл
R24 из Мюнхена стал первым послевоенным изделием BMW. Как и его предшественник
1930-х годов, R24 комплектовался фирменной карданной передачей BMW, окрашивался
в чёрный цвет и имел белую обивку коляски.
В отличие от своего предшественника, это изделие имело
одноцилиндровый двигатель рабочим объёмом всего 247 см3, гораздо
более низкую цену, и, как следствие, был гораздо более доступен и пользовался
большим спросом у нуждающихся в средствах передвижения немцев.
К 1951 году BMW производила более 18 тыс. этих мотоциклов в год, что
приносило прибыль и позволило разрабатывать новую модель — R51 уже с
2-цилиндровым оппозитным двигателем.
Собственники
и руководство:
На 25 июля 2011 года
Стефан Квандт владеет 17,4 % бумаг автопроизводителя, его сестра Сузанне
Клаттен — 12,6 %, их мать Йоханна Квандт — 16,7 %. На рынке
торгуются 53,3 процента акций компании.
Деятельность:
Концерн BMW в 2008 году выпустил 1 203
482 автомобилей (падение составило 7,6 % по сравнению с аналогичным
периодом 2007 года).
Общая численность
персонала — 100 041 человек (2008). Выручка за 2008 составила
53,2 млрд евро, чистая прибыль — 330 млн. евро.
Основным конкурентом BMW на рынке
легковых автомобилей является Mercedes-Benz. Также конкуренцию фирме составляют
автомобили Audi и Lexus.
Член Ассоциации европейских
производителей автомобилей (ACEA).
Основные производственные
мощности компании сосредоточены в Германии (Дингольфинг, Регенсбург, Лейпциг, Мюнхен). Также
автомобили собираются на предприятиях в Таиланде, Малайзии, Индии, Египте, ЮАР, во Вьетнаме и США (Спартанбeрг).
В России автомобили
BMW собираются в Калининграде («Автотор»). Также в Китае функционирует
СП с Brilliance Auto.