Citroën ((фр.): [si.tʁo.ɛn]; [Ситроэн]) — французская автомобилестроительная компания,
созданная в 1919 году Андре Ситроеном. Была первой в мире
компанией серийного производства автомобилей за пределами США. С 1976 года она стала частью концерна PSA Peugeot Citroën, штаб-квартира
находится на улице Fructidor в Париже.
Изначально производитель автомобилей массового потребления со
сравнительно простым дизайном, Citroën потряс мир инновационным Traction Avant (1934—1956) — одним из первых
переднеприводных автомобилей массового производства. Другие знаковые модели: H Van (1947—1981, «HY»), 2CV (1948—1990,
«Гадкий утёнок»), DS (1955—1975, «Богиня») и CX (1974—1991).
История Ситроена началась вместе с рождением создателя
марки — Андре Ситроена (фр. André-Gustave Citroën), который появился на
свет 5 февраля 1878 года, в семье выходцев из
Российской Империи (Одесса). Вопреки желаниям отца, Андре не продолжил семейный
бизнес, а занялся тем, что ему нравилось. После окончания политехнического
института молодой человек отправился работать в мастерскую по изготовлению
деталей для паровозов. Ситроен быстро добился успеха и в 1908 году стал
техническим директором завода Mors.
Благодаря улучшению и модернизации производства продажи резко пошли вверх. Во
время войны завод переключился на производство необходимой техники, а первый
автомобиль изготовил уже после её окончания.
В 1912 году Ситроен, как говорится, для общего развития посетил
США, где в Детройте был наповал сражен заводом Форда, выпустившим в тот год 150
000 экземпляров легендарной ныне модели Т – в 71 (!) раз больше, чем
лидировавший во Франции Renault. До 1917 года на трассе между Роанном и
Ке-де-Жавель в условиях обычного дорожного движения проходили испытания порядка
десяти автомобилей различных производителей.
Втайне от всех Андре Ситроен испытывал и разбирал и на
своем заводе такие известные американские автомобили, как «Бьюик», «Нэш»,
«Студебеккер», одновременно изучая возможность серийного производства, которое
вскоре и началось. Фактически первый CITROEN стал одновременно и первым серийно
производимым автомобилем в Европе.
Андре Ситроен производил артиллерийские снаряды для Франции во время Первой мировой войны, и после войны у
него осталась фабрика, но не было продукта. В 1919
году компания начала выпуск
автомобилей. Первую модель,Type A, спроектировал для Андре Ситроена его друг Жюль Саломон (фр. Jules Salomon), главный конструктор Le Zèbre. Type A стоил 7950
франков — для 1919 года сумма смехотворная, но данная модель была первой в
Европе, на которой был установлен электрический стартер и свет. Type A развивал
скорость 60 км/ч.Своей целью г-н Ситроен
обозначил массовое производство недорогих автомобилей и для этого, впервые в
Европе, применил «поточный» метод Генри Форда.
Ситроен был
прекрасным торговцем — он использовал Эйфелеву
башню как самый большой в мире
рекламный носитель, как зарегистрировано в Книге
рекордов Гиннесса. Он также спонсировал экспедиции в Азию (фр. Croisière Jaune) и Африку (фр. Croisière Noire), призванные
продемонстрировать потенциал полугусеничных автомобилей, разработанных
совместно с Адольфом Кегрессом,
строившим до войны аналогичные машины для Николая
II. В экспедициях участвовали учёные и журналисты,
что обеспечило огромный успех.
Эйфелева башня служила билбордом Citroën с 1925 по 1934
Ориентированная на производство недорогих и неприхотливых машин,
компания со второй попытки попадает, что называется, «в яблочко» —
выпускает очень простую модель 5CV. Это была 4-цилиндровая малолитражка без
передних тормозов, с эллиптическими рессорами спереди и сзади, надёжная и
приспособленная к сельским дорогам. В 1921
году Citroën начинает выпуск
таксомоторов, а через десять лет почти 90 % авто таксомоторного парка
Парижа носят знаменитое имя «Citroën». 1921 - Ситроен создает специальный
склад запасных частей для владельцев машин.
1922 - На арендованном заводе
Клемента Баярда (Clement Bayard) в местечке Леваллю (Levallois) под Парижем
начинается выпуск машин. Там же налаживается производство запасных частей,
принадлежностей и т.п.
1923 - Вступает в строй завод в
Сант-Шарле (Saint-Charles) - 15 округ Парижа. Он начинает делать коробки
скоростей для 5CV. На основном заводе, на набережной Жавель, устанавливают
первый конвеер, что позволяет выпускать 100 машин в день. В Лондоне
зарегистрировано первое дочернее предприятие Citroen Cars Ltd.
В 1924 году Ситроен начал сотрудничать с американским
инженером Эдвардом Баддом,
который с 1899 года занимался разработкой корпусов для железнодорожных вагонов из нержавеющей
стали, в том числе и для Пульмана. Бадд также начал изготавливать стальные кузовы
для многих автомобилестроителей.
1924 - Начинается производство на
заводах в Сант-Оуин (Saint-Ouen) - модель В12 и Epinettes - пружины. Андре
Ситроен начинает разворачивать международную сеть по продаже своих авто и
создает дочерние компании в Брюсселе, Амстердаме, Милане, Женеве, Копенгагене и
т.д. В день собирается по 300 машин.
1925 - Ситроен продолжает организацию
дилерской сети и начинает серьезные рекламные акции, впервые среди автомобилестроительных
компаний. С этого года и до 1934 на Эйфелевой башне будет гореть иллюминация с
его именем, на создание которой ушло 250 000 ламп и 60 километров проводов.
Общее число дилеров достигает в этом году 5000! Citroen стала первой компанией
Европы, которая уже в 20-е годы имела созданную собственную дилерскую сеть.
1926 - Ситроен принимает «на вооружение» метод Тэйлора (Taylor), по которому
каждый завод будет специализироваться на определенной продукции. Начинает
работу завод в Гренеле (Grenelle) - 15 округ Парижа. Ситроен впервые публикует
свои «стандартные» руководства для дилеров по сервису и ремонту, а также
указания и списки по замене запасных частей. Тогда же начинает работу первый
сборочный завод в Бельгии, второй - в Англии, а чуть позже в Германии и Италии.
1927 - Еще один завод - в Гутенберге
(Gutenberg),Париж, созданный для производства двигателей и коробок скоростей.
1930 - Строится завод в Клиши
(Clichy). В Норвегии, Осло, зарегистрировано очередное дочернее предприятие
Norks Citroen A/S.
1931 - Учреждено «Транспортное
Акционерное общество Ситроен» (Societe anonyme des Transports Citroen).
1933 - Мировой экономический кризис
серьезно сказался на автомобильной индустрии Франции, но Андре Ситроен остается
верен свои принципам. В планах - выпуск 1000 автомобилей в день и начало
выпуска совершенно новой машины с передним приводом traction avant, созданной
Андре Лефебром (Andre Lefebvre) и его группой.
1934 - Непропорционально большие для
периода «Великой депрессии» финансовые затраты на создание и выпуск Traction
Avant, привели Ситроен к потере доверия среди кредитных компаний и утрате
оборотных капиталов. Первое финансовое потрясение обрушивается на CITROEN в
феврале 1934 года. Благодаря вмешательству Банка Франции коммерческие банки предоставляют
компании кредит в размере 10 млн. франков, однако задолженность растет. Между
апрелем и сентябрем компании необходимо выплатить кредиторам по прежним долгам
830 млн. франков. В суды начинают поступать иски кредиторов, и их количество
нарастает, как снежный ком.
Ситуация складывается критическая. В
этих условиях, дабы не допустить банкротства, правительство Франции обратилось
к компании «Мишлен» (Michelin) - основному кредитору - с предложением взять
компанию под свой финансовый контроль.
С этого момента Андре Ситроен отошел
от дел и уединился в своем доме. Потрясения последних лет сильно сказались на
нем и он тяжело заболел.
1935 - В январе 1935 года Ситроена
просят, а точнее, вынуждают передать контрольный пакет акций фирмы и
окончательно отстраняют от дел. 31 января он слагает полномочия президента и
единственного распорядителя «Акционерного общества автомобили Андре Ситроена».
Власть на предприятии переходит к комитету в составе трех управляющих: Пьера
Мишлена, Поля Францена и представителя поставщиков металлургической
промышленности Этьена де Кастеля.
Ситроен уединился в своем доме, на
заводе его больше не видели – он не хотел играть вторые роли там, где всегда
был первым. В марте 1935 года Ситроена отвозят в больницу с обострившейся
язвой, где 3 июля того же года он умирает.
А компания, названная его именем, была
вынуждена закрыть сборочное предприятие в Италии из-за новых таможенных пошлин.
В период с 1919-го по 1934 год Ситроен добился лидирующего положения в сфере
производства автомобилей. Он первым в Европе опубликовал инструкцию по ремонту
машин. На этой фирме родилась идея предоставления покупателям годичной гарантии
и бесплатного технического обслуживания в течение этого времени, а также
продажи машин в кредит. Ситроен усовершенствовал методику изучения рынков сбыта
и организовал курсы повышения квалификации для продавцов своих машин.
Вскоре конкуренты, всё ещё
использовавшие дерево как основной материал в конструкции кузова, вывели на
рынок автомобили с новым дизайном. Citroën стал выходить из моды, и компания
понесла серьёзные убытки. Пытаясь исправить ситуацию, Citroën разработал
революционный Traction Avant, который обладал тремя важными
особенностями: цельнометаллический несущий кузов, передний привод и независимая подвеска передних колёс.
Кроме того, в 1933 году Citroën выпустил Rosalie — первый в мире серийный легковой автомобиль с дизельным
двигателем, созданным Гарри Рикардо.
Одновременно проявлялась забота об
имидже марки, которая красовалась уже на 185 тысячах автомобилей. С 1924-го по
1934 год реклама CITROEN сияла на Эйфелевой башни. Ситроену принадлежит
изобретение «промышленного туризма»: он открыл двери своих заводов для
общественности и организовал экскурсии по цехам. Также была создана система
быстрой доставки работников на завод автобусами, основано общество по
страхованию автомобилей, открыты филиалы в Бельгии, Швейцарии, Италии, Испании,
Германии, Великобритании, Швеции и Польше. Последнее и, пожалуй, главное, чем
знаменита компания – это череда революций, которые в ХХ веке CITROEN произвел в
мире автомобилей, выпуская практически каждую свою модель.
Citroën Traction Avant 11 B in NL
Citroen
1921 type A
|