Jeep («Джип») - марка автомобилей, производимых американской компанией Chrysler.
Происхождение слова «джип»
Происхождение слова «джип» вызывает много споров. По наиболее
распространённой версии, оно возникло от сокращения GPW (аббревиатура компании
Ford Motor, расшифровывалась: G — государственный заказ, Р —
автомобиль с колёсной базой до 80 дюймов, W — тип Willys, так как
автомобиль выпускался компанией Ford Motor по технической документации фирмы
Willys согласно мобилизационному контракту с правительством США от 10 января
1941 года).
Название „Джип" появилось
в годы Второй мировой войны как прозвище лёгких многоцелевых военных
автомобилей „Виллис-МВ" (Willys) и однотипных с ними машин „Форд GPW" (Ford). В
послевоенные годы оно стало торговой маркой новых поколений гражданских и
армейских машин фирмы „Виллис" из Толидо, официально зарегистрированной 30 июня
1950 г.
По другой версии
название пошло от персонажа комиксов (Eugene the Jeep ) от Fleischer Studios .:
В 1936 появился Юджин
Джип, персонаж комиксов, что-то вроде нашего Чебурашки. И понеслось! Забавный
зверёк словно вдохнул в полузабытое слово новую жизнь. Его имя стало
популярным, про человека с большой смёткой стали говорить: „Настоящий Джип". А
уж технику не нарекал „Джипом" только ленивый.
В том же 1936 Halliburton
Oil Well Cementing Company назвала Джипом гражданский вездеход FWD. На обоих
его бортах красовалась надпись Jeep. А ещё через год, в 1937, Джипом прозвали
бомбардировщик YB17. В начале 40-х годов американские газеты опубликовали
снимок тягача MM NTX. Заголовок гласил: „Джип помогает спасти жизнь героев".
Называли джипами и „Доджи" 1939 года, и уж само собой, армейские машины,
созданные в 1940 году по вышеупомянутому правительственному заданию: „Бантамы",
„Виллисы" и „Форды". Последние официально именовались Quad и Pygmy. Но военные
водители, оседлав неприхотливые прыгучие вездеходы, окрестили их... конечно,
„джипами" — не иначе как в честь Юджина.
Ещё одна версия такова: по классификации, принятой в Армии США,
«Willys MB» попал в категорию автомобилей «Общего назначения» —
по-английски «General Purpose» — «дженерал перпоз» (сокращенно джи-пи —
gp). Эта аббревиатура непостижимым образом трансформировалась в джей-пи (jp).
Так и возникло слово «джип».
Bantam BRC 40
WWII Willys MB
2005 Jeep Grand Cherokee
История
Создателем первого автомобиля Jeep является американский инженер
Карл Пробст, сконструировавший в июле 1940 года на
фирме American Bantam в рамках тендера американской
армии полноприводный автомобиль Bantam BRC грузоподъёмностью
«четверть тонны» с открытым кузовом типа Ранебаут. Данная конструкция была,
потом по настоянию армии доработана более крупными
фирмами Willys-Overland и Ford Motor Co., в результате и
получившими основные контракты на поставку Jeep Willys MB и Ford GPW
армиям США и её союзников. До конца Второй мировой войны их было
выпущено 361,4 и 277,9 тыс. ед., соответственно. Значительные поставки данных
однотипных моделей осуществлялись в рамках программы «Ленд-лиз» и в СССР,
куда было отправлено свыше 51 тыс. Willys в собранном и разобранном виде.
Неформальное прозвище Jeep было (есть мнение, что данное
название марка получила от автомобиля Ford GPW в частности из за фонетического
сочетания первых букв аббревиатуры названия Джи Пи) запущено в широкое обращение
американской журналисткой Катариной Хилльер весной1941 года после
испытаний автомобиля Bantam. Оно стало торговой маркой фирмы
Willys-Overland в 1945 году.
После окончания войны Willys Overland решила приспособить своё
детище к выполнению некоторых гражданских функций. Была подготовлена партия
машин. Назвали их просто — CJ (аббревиатура от Civilian
Jeep — «гражданский джип»). Эти прототипы послужили базой для создания
серийной модели, которая поступила в продажу в августе 1945 года.
Внешне вся «гражданственность» заключалась в наличии
откидываемого заднего борта, дворников и крышки бензобака на заднем крыле.
На капоте, задней дверце и раме стекла должен был быть логотип
Jeep. Однако в первые годы производства, когда компания ещё вела судебные
разбирательства с «Американ Бантам Кар» о праве использования названия Jeep
машины приходилось изготавливать с логотипом Willys. Но уже в 1950
году компания добилась закрепления за собой этого имени, и 13 июня 1950
года Jeep был зарегистрирован в качестве торговой марки.
В 1946 году Willys стал первым в автоиндустрии, кто
предложил своего рода микроавтобус для гражданского использования. Машина имела
привод на задние колёса и могла вмещать в себя до семи человек. Скоростные
показатели, правда, не блистали — 100 км/ч. А вот представленный
в 1949 году полноприводный вариант, по сути, являлся «дедушкой»
современного Jeep Grand Cherokee.
Дальнейшее развитие темы произошло в модели Station Wagon, в
многоместном Jeep выпускаемом с 1951 по 1963 годы. Его основа и уже внешние
черты послужили прообразом первого Wagoneer.
В 1953 году фирма Willys была куплена компанией
Kaiser-Fraizer и в 1963 году переименована в Kaiser
Jeep (англ.)русск.. С 1969 года марка Jeep входила в состав концерна AMC
(American Motors Co.), в свою очередь попавшего в 1987 году под полный контроль
концерна Chrysler. С 1998 года отделение Jeep, специализирующееся на
выпуске автомобилей повышенной проходимости, входит в состав транснационального
концерна DaimlerChrysler Corp.
1960-е годы были, пожалуй, наиболее важными в истории Jeep:
именно в это время формировался рынок внедорожных автомобилей (SUV). Ещё в
середине 1950-х фирма начала активное исследование и разработку новых проектов
машин с колёсной формулой 4×4. Первые плоды программа дала осенью 1962
года, когда появился полностью новый Jeep Wagoneer (универсал), в корне
отличавшийся от производившихся ранее. Модель относилась к серии J и была
оснащена как полным, так и частичным приводом.
В 1954 году появилась на свет пятая по счёту версия
«гражданского джипа» — CJ5. Этот полноприводной автомобиль оказался
настолько удачным, что продержался на конвейере, меняя, правда, двигатели,
подвеску и трансмиссию, до 1983 года.
За серией «гражданских джипов» — CJ — ещё в 1949 году
закрепилось название Universal («универсальные») 2/4-дверный Wagoneer с
2,79-метровой колёсной базой был первым грузопассажирским автомобилем
с автоматической КПП, дизайн и комфорт легковой машины в котором дополняли
внедорожные характеристики. Сочетание полного привода с «автоматом» было использовано
в индустрии впервые. В дополнение к этому двигатель Wagoneer —
«Tornado» — представлял собой единственный в Америке силовой агрегат с
верхним распредвалом.
В 1963 году модель Wagoneer получил новый 250-сильный
двигатель V6 «Vigiliante».
В декабре 1965 года дилеры Jeep выставили у себя в
салонах Super Wagoneer. Спустя два года на эту серию Jeep стали устанавливать
автоматическую трансмиссию «Гидроматик».
В конце 1960-х инженеры фирмы создали очередной двигатель серии
«Донтлес», теперь уже с 8 цилиндрами. Его решили поставить и на серию J, к
которой принадлежали Wagoneer и Super Wagoneer.
Вступление в новую «десятилетку» ознаменовалось для Jeep
очередной сменой собственника. 5
февраля 1970 года American Motor Corporation (АМС) приобрела Kaiser Jeep Corporation за $70 миллионов. Для Jeep Wagoneer АМС
предложила самый большой в истории полноприводных универсалов двигатель —
V6 с одним распредвалом. Опционными были, также впервые в мировой практике, V8
собственного производства.
В 1973 году Wagoneer претерпел некоторые технические
доработки. Его новая трансмиссия «Quadro Track» была первой полностью
автоматической постоянной системой для полноприводной машины (с самоблокирующимся
дифференциалом).
В следующем году состоялось рождение нового имени — Cherokee.
Новичок присоединился к J-серии в качестве 2-дверной модели. К 200-летию
Америки в 1976 году Jeep выпустил седьмое поколение «гражданского
джипа» — CJ7. К 1977 году компания подготовила и 4-дверную
версию, сопроводив её стандартным V6. И хотя Jeep Cherokee при рождении внешне
походил на более роскошный Wagoneer, в дальнейшем именно он оказался самым
популярным автомобилем в истории Jeep Motors.
В 1978 году была запущена ограниченная серия
Wagoneer — модификация Limited (с кожаным салоном, радио и массой хрома).
В связи с энергетическим кризисом, начавшимся в 1979 году,
выпуск больших пикапов Gladiator и универсалов Wagoneer резко упал.
Зато продажи гражданских Jeep серии CJ увеличились.
В 1984 году компания выпустила на рынок новые варианты
2/4-дверного Cherokee, а также 4-дверного Wagoneer, который был на 53,3 см
короче, 15 см уже, 10 см ниже и на 453 кг легче своего
предшественника, впервые представленного в 1963 году. Cherokee был единственным
автомобилем в компактном классе, имевшим четыре двери и две системы полного
привода — CommandTrac и SelectTrac.
Весной 1986 года появился на свет Wrangler.
Механическая начинка у Wrangler была скорее похожа на Cherokee, чем CJ7.
5 августа 1987 года American Motor Corporation
объявила о своём банкротстве. Всё имущество было распродано. Jeep приобрела
корпорация Chrysler Corporation.
22 марта 1990 года был выпущен миллионный внедорожник
серии «XJ» — ярко-красный Cherokee Limited. За семь лет производства
Cherokee стал самой популярной моделью корпорации Chrysler в Европе.
В ознаменование 50-летия марки Jeep корпорация Chrysler
выпустила новую версию Cherokee со 190-сильным 4-литровым двигателем
PowerTechSix. Автомобиль получил название — Grand Cherokee.
Официальная презентация машины была 7 января 1992
года на Детройтском автосалоне. В 1996-м модельному году в Grand
Cherokee были существенно доработаны: двигатель, шасси, электронные системы и
интерьер. Внутри салона наиболее значительные изменения произошли с приборной
панелью. Все переключатели и кнопки разместились в непосредственной близости от
водителя, эргономика интерьера улучшилась.
Успешно справившись с Grand Cherokee, команда конструкторов Jeep
взялась за Wrangler — потомка Willys, с которых и началась история
компании. Второе поколение Jeep Wrangler было запущено в производство
в 1996 году.
Jeep — одна из самых известных во всём мире марок
автомобилей. В некоторых языках, как, например, в русском, название марки стало
нарицательным при обозначении транспортных средств повышенной проходимости. А в
английском оно и вовсе изначально было нарицательным.
Собственники и руководство
- 1944—1953 гг.: Willys-Overland Motors
- 1953—1963 гг.: Kaiser-Frazer Corporation
- 1963—1970 гг.: Kaiser Jeep Corporation
- 1970—1982 гг.: AMC (American Motors Corporation)
- 1982—1986 гг.: AMC-Renault
- 1986—1998 гг.: Chrysler Corporation
- 1998—2007 гг.: DaimlerChrysler AG
- 2007—2009 гг.: Chrysler LLC
- С 2009 года: Chrysler Group LLC
|