FIAT Group (акроним от итал. Fabbrica
Italiana Automobili Torino, рус. Итальянская автомобильная фабрика Турина) —
итальянская компания-производитель автомобилей, двигателей, финансовое и
производственное объединение. Штаб-квартира расположена в Турине (регион Пьемонт).
С 1 января 2011
года «Fiat Group» разделился на две дочерние компании по двум секторам: «Fiat
SpA» (легковой транспорт) и «Fiat Industrial» (промышленный транспорт).
В январе 2014
года, после консолидации 100% акций американской Chrysler, совет
директоров Fiat принял решение о создании новой единой автомобилестроительной
компании Fiat Chrysler Automobiles со штаб-квартирой в Нидерландах.
История
Основана в 1899
году группой инвесторов, среди которых был Джованни Аньелли. В 1902
году Аньелли стал управляющим предприятием, которое стало одним из крупнейших в
мире автопроизводителей. Синьор Аньелли был отставным офицером, и в своей
компании он установил армейскую дисциплину и жёсткий порядок. Вскоре после
посещения главой FIAT предприятий Генри Форда в Турине был установлен
первый в Европе автосборочный конвейер. В годы Первой мировой и
первые послевоенные годы концерн занимался выпуском самолётов и танков,
таких как Fiat 3000. В 1919—1920-х годах заводы Fiat пережили ряд
серьёзных забастовок, организованных коммунистами Антонио Грамши и Пальмиро
Тольятти. Фактически к управлению концерном Джованни Аньелли вернулся только
после прихода к власти Бенито Муссолини, но в 1945 году его как сторонника
фашистского режима отстранили от управления. Вскоре после этого Джованни
Аньелли умер.
В 1966 году,
после назначения президентом Fiat Витторио Валетты, был подписан договор об
оказании технической помощи по организации в СССР производства автомобиля Fiat
124, известного в нашей стране как ВАЗ-2101. В 1969 году группа
компаний Fiat получила контроль над автомобилестроительной компанией Lancia,
основанной в 1906 году Винченцо Ланча (Vincenzo Lancia). В 1979 году
в состав холдинга также входили Autobianchi и Ferrari, позже
были поглощены марки Maserati и Alfa Romeo. К 1980-м годам Fiat
фактически стал монополистом итальянского автомобильного рынка.
В 1980-х и
особенно в 1990-х годах из-за проблем с надёжностью престиж марки Fiat сильно
упал. В 1984 году Fiat был вынужден уйти с рынка США, в 1989 — с рынка
Австралии. В конце 1990-х годов Fiat Auto (автомобильное подразделение
концерна) стало убыточным. Рекордного значения убытки достигли в 2002 году —
4,2 млрд евро. В январе 2003 года умер бессменный президент компании Дж.
Аньелли-младший. Однако в 2005 году Fiat впервые за долгое время смог закончить
год с прибылью. В 2006 году доля Fiat на европейском рынке выросла до
7,6 %. В 2007 году чистая прибыль концерна Fiat выросла на
78 % — до 2,05 млрд евро. В 2007 году «Fiat Veicoli Commerciali»
претерпел ребрендинг в «Fiat Professional». В 2008 году в связи с мировым
экономическим кризисом прибыль концерна сократилась, но доля Fiat на
европейском рынке выросла до 8,3 %.
В 2009 году
концерн вновь столкнулся с серьёзными финансовыми трудностями. Убытки концерна
Fiat за I полугодие 2009 г. составили 590 млн евро, тогда как за
аналогичный период годом ранее компания получила чистую прибыль в размере
1,07 млрд евро. Чистый убыток концерна Fiat по итогам всего 2009 года
составил 838 млн евро.
После
банкротства концерна Chrysler в мае 2009 года, часть акций и
управление концерном были переданы концерну Fiat. В начале 2014 года Fiat
договорился о получении полного контроля над Chrysler. Стоимость сделки
составит 3,65 миллиарда долларов.
В отличие от
легковых автомобилей, у Fiat традиционно сильны позиции в области коммерческого
автотранспорта. В апреле 2009 года торговая марка Fiat Professional установила
исторический рекорд продаж, достигнув доли 14,9 % на рынке Западной
Европы. Эта цифра вывела Fiat на первое место среди производителей коммерческих
автомобилей.
Международная
награда Европейский автомобиль года, доставалась компании Fiat 12 раз,
больше чем какой-либо другой компании. Список автомобилей Fiat, ставших европейским
автомобилем года:
- 1967: Fiat
124
- 1970: Fiat
128
- 1972: Fiat
127
- 1984: Fiat
Uno
- 1989: Fiat
Tipo
- 1995: Fiat
Punto
- 1996: Fiat
Bravo/Brava
- 2001: Fiat
Stilo
- 2004: Fiat
Panda
- 2008: Fiat
500
Мотоциклы и авиастроение
В 1959 году под
контроль семьи Аньелли перешла компания Piaggio. В результате, в 1964
году, авиа и мото подразделения разделяются на независимые компании:
авиакомпания была названа IAM Rinaldo Piaggio. На сегодняшний день авиакомпанией
владеет семья Пьеро Феррари (итал. Piero Ferrari), который также до сих
пор удерживает 10 % автопроизводителя Ferrari.
Vespa процветала
до 1992 года, когда Джованни Альберто Аньелли (итал. Giovanni Alberto
Agnelli) стал CEO — но к тому моменту Аньелли уже был болен раком и умер в
1997 году. В 1999 году Морган Гренфелл приобрёл Piaggio.
Fiat Aвиа G91T, тренировочный самолёт
Сам Fiat был
крупным производителем самолётов, специализирующийся в основном на производстве
военных самолётов. После первой мировой войны Fiat объединил несколько
небольших итальянских авиа производителей (Pomilio, Ansaldo и др.).
Наиболее известные Fiat-овские бипланы-истребители 1930-х годов — это Fiat
CR.32 и Fiat CR.42. Другие примечательные разработки —
истребители CR.20, G.50,G.55 и бомбардировщик Fiat BR.20. В
1950-х компания разработала лёгкий истребитель-бомбардировщик Aeritalia
G.91. Впоследствии Fiat Aviazione объединился с Aerfer в новую
компанию Aeritalia.
Собственники и
руководство
Крупнейшие
акционеры компании — семья Аньелли (30,5 % через компанию IFIL),
Capital Research & Management (5,2 %).
Президент
компании — Джон Элканн, CEO — Серджио Маркионне (итал. Sergio
Marchionne).
29 января 2014
года корпорация объявила о смене названия на Fiat Chrysler Automobiles в
связи с завершением покупки американской Chrysler. Штаб-квартира
объединенной компании будет располагаться в Нидерландах.
Материнская компания
«FIAT Group» Дочерние компании:
Эмблемы:
|