Lexus Division (кратко: Lexus — рус. «Ле́ксус») —
марка автомобилей класса «премиум», производимых японской корпорацией Toyota Motor и рассчитанных в первую очередь на
рынок США.
История
Официальной датой
рождения нового бренда (еще не имевшего в то время названия), ориентированного
на выпуск автомобилей люкс-класса, считается август 1983 г. На секретном
совещании совета директоров корпорации Toyota её глава Эйдзи Тойода огласил
свое решение, что корпорация должна создать свою машину представительского
класса, и она станет лучше продукции ведущих автопроизводителей во всем.
Это решение было отнюдь
не спонтанным. В начале 1980-х годов на рынке автомобилей люкс-класса, особенно
североамериканском, наблюдался медленный, но постоянный рост, и Toyota, имевшая
хорошие продажи в США, не могла оставаться в стороне. По результатам
многочисленных маркетинговых исследований руководством ТМС и было принято
решение о создании нового бренда.
По вопросу названия
бренда в руководстве корпорации существовало два мнения: одни считали, что
необходимо новое имя, чтобы не возникало ассоциации с брендом «Тойота»,
производящим в целом недорогие модели; другие были уверены: новый автомобиль
нужно продавать только под именем «Тойота», как для повышения реноме марки, так
и для привлечения покупателей к более низшим моделям компании.
Однако исследования и
опросы американцев показали, что предположения первой стороны оказались верны:
в США название «Тойота», как выяснилось, больше ассоциировалось не с легковыми
машинами, а вообще с пикапами, вследствие особенностей рекламы и маркетинга
ТМС. Этот факт плюс веские убеждения сотрудников группы развития и продвижения бренда
все же склонили руководство компании, а именно Эйдзи Тойода сделать свой
окончательный выбор именно в пользу нового имени.
В 1986 году рекламное
агентство Saatchi & Saatchi, долгое время обслуживавшее компанию Тойота,
сформировало специальное подразделение Team One, основной функцией которого
было создание и развитие нового премиального бренда для Тойоты. По заказу Team
One консалтинговая компания Lippincott & Margulies сформировала список из
219 названий, из которых предстояло выбрать название нового бренда. Наиболее
предпочтительным вариантом в итоге оказалось название Alexis, однако из-за
сильных ассоциаций с Алексис Кэррингтон, персонажем популярного в 1980-х годах
сериала «Династия», было решено трансформировать название в Lexus.
Происхождение названия
Lexus часто относят к комбинации слов «luxury» (роскошь) и «elegance»
(элегантность). По другой теории Lexus является акронимом фразы «luxury exports
to U.S.» Однако в Team One утверждали, что у названия бренда Lexus нет
специального значения, и что слово Lexus просто хорошо передает имидж роскоши и
технологичности.
Впрочем, от рождения идеи
до ее окончательной реализации прошло несколько лет; решив развивать новое
направление, японцы подошли ко всему обстоятельно и скрупулезно. Сначала была
создана группа из 1400 дизайнеров и инженеров, перед которыми была поставлена
задача: создать люксовый автомобиль, приносящий наибольшее удовольствие от
вождения. Он должен превосходить лучшие автомобили Европы и при этом стоить
дешевле. Воплощать эти требования в жизнь призван был проект F1. F1
расшифровывалось так: F - "flagship", то есть флагман, а цифра 1
означала люксовый седан наивысшего порядка, первый среди себе подобных.
Главными инженерами проекта были Сёдзи Дзимбо (Shoiji Jimbo) и Ичиро Сузуки
(Ichiro Suzuki), а сама его разработка началась в 1984 году. Через год, в мае
1985 года, разработчики отправились на своеобразную «разведку» в Штаты. Ведь
именно для американского рынка и создавался первый автомобиль Lexus, который -
забегая вперед, - получился совершенно не похожим на все остальные продукты
японского автопрома. Возглавленная Дзимбо команда проводила опросы среди
фокус-групп (потенциальных будущих покупателей) и автодилеров крупнейших
городов США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Майами, Хьюстон) для того, чтобы
составить ясную картину предпочтений американских покупателей. Параллельно с
этими рыночными исследованиями группа из пяти дизайнеров работала над дизайном
будущего первенца Lexus в Calty Design, американской дизайн-студии Toyota в
Калифорнии. И уже в июле того же 1985 года был построен первый из 450 рабочих
прототипов - Lexus LS400, плод работы нескольких тысяч специалистов разных
областей. В 1986 году LS400 прошел массу дорожных тестов - и на немецких
автобанах, и в снегах Канады и Швеции, и на извилистых горных серпантинах.
Результатом тестов стали усовершенствования системы управления и подвески. Май
1987 года - после презентаций восьми вариантов внешнего вида руководство
наконец-то утверждает в окончательном виде дизайн кузова LS400. И 2 января 1988
года, спустя не один год разработок, Lexus как торговая марка и его логотип
были представлены широкой публике на автошоу в Лос-Анджелесе. После этого
последовали дебюты Lexus на других автосалонах США. Правда, показы ограничились
прокруткой рекламных видеороликов, общей информацией и демонстрацией эскизов
автомобилей. В мае этого же года были названы 80 автодилеров, отобранных для
будущих продаж автомобилей Lexus. Первым из них стал Lexus of Columbus в Огайо.
Наконец, в январе 1989 года, на автосалоне в Детройте состоялась премьера двух
моделей Lexus - LS400 (кстати, LS400 расшифровывается как luxury sedan, а 400
означает 4-литровый двигатель) и ES250 (ES - executive sedan, двигатель объемом
2,5 литра). Через день они же были выставлены на автосалоне в Лос-Анджелесе. В
мае LS400 идет в серию - начинается его выпуск на тойтовском заводе Тахара, а в
сентябре LS400 и ES250 поступают в продажу; за первый месяц было продано 2919
экземпляров LS400 и 1216 автомобилей ES250.
LS400 по своим
характеристикам вполне мог тягаться с современными ему европейскими люксовыми
седанами: отделанный кожей и полимерами высокого качества салон, аудиосистема
от Pioneer и Nakamichi, высокие скоростные характеристики (благодаря специально
доработанному для LS400 4-литровому тойотовскому двигателю 1UZ-FE) и прочие
достоинства, благодаря которым он получил наивысшие оценки в прессе. Так,
например, в январе 1990 года журнал Car & Driver назвал его лучшим
автомобилем, в феврале Motoring Press Association присвоила ему звание лучшего
импортного автомобиля года, а в июле LS400 получил первое место в рейтингах
J.D. Power and Associates (крупной компании, занимающейся независимыми
исследованиями рынка и опросами покупателей). В этом же году Lexus начал
продажу LS400 в Великобритании и Канаде, где тот также получил высокие оценки
потребителей. (Кстати, для Великобритании и некоторых стран с левосторонним
движением автомобили Lexus выпускались с правым рулем). К октябрю 1990 года
продажи Lexus достигли 63 тысяч автомобилей.
В мае 1991 года Lexus
торжественно представил новую модель - спортивное купе SC400 (SC - sport
coupe). Благодаря тому же двигателю, что устанавливался на LS400, SC400 набирал
скорость в 100 км/ч за 6.9 секунды; его дизайн разрабатывался в той же студии
Calty Design. SC400 оснащался 4-ступенчатой автоматической трансмиссией и
выпускался также в модификации с 3-литровым двигателем (SC300, появившийся чуть
позже, в августе 1991 года). Кстати, в Японии праворульный вариант этой модели
стал известен как Toyota Soarer, а аналогом LS400 в модельном ряду Toyota была
модель Celsior. Первые купе SC400 поступили в продажу на рынке США уже в июне
1991 года. Еще одно дополнение к модельному ряду - седан ES300 (аналог Toyota
Windom), пришедший на смену ES250 - было произведено в сентябре того же года.
Тогда же, в 1991 году, Lexus улучшил модель LS400 (кузов был дополнен боковыми
балками для большей безопасности) и получил несколько первых мест в различных
рейтингах J.D. Power and Associates.
1992 год: январь
ознаменовался наградами, которые SC400 и ES300 получили от журналов Automobile
Magazine и Car & Driver. В это же время Lexus добивается того, чего, должно
быть, и желали его основатели: по объему продаж в США он обгоняет своих
конкурентов - BMW и Mercedes-Benz - и становится лидирующим импортером
автомобилей класса люкс. Забегая немного вперед, можно также отметить, что
только за один 1992 год в Штатах было продано 92890 автомобилей марки Lexus,
что можно назвать весьма неплохим показателем для брэнда, история которого
исчисляется всего пятью годами. В феврале 1992 года SC400 стал импортным
автомобилем года в США по версии журнала Motor Trend и Motoring Press Association,
а в мае LS400 был назван автомобилем с наименьшим количеством проблем после
трех месяцев эксплуатации в рейтингах J.D. Power and Associates. В июле в этом
же рейтинге Lexus стал маркой номер один по степени удовлетворенности
покупателей. Сентябрь - дебют обновленного LS400, в который было внесено около
50 изменений, многие из которых были совершены по пожеланиям дилеров и
клиентов.
В январе следующего, 1993
года состоялся дебют новой модели - GS300. Внешний облик этого спортивного
седана класса люкс (именно так его кратко описал сам производитель) создавал
известный автомобильный дизайнер Джорджетто Джуджаро. Годом позже GS300 был
показан в Европе на Франкфуртском автосалоне. В марте American Automobile
Association (AAA) называет SC300 и LS400 лучшими автомобилями 1993 года в своих
ценовых категориях, в июне The Robb Report присваивает модели LS400 звание
лучшего импортного автомобиля года, а в июле Lexus третий раз подряд занимает
первое место в рейтинге J.D. Power and Associates. В 1994 году Lexus продолжает
собирать награды и звания; о нем пишет даже такое издание, как Popular Science,
признав LS400 лучшей новинкой года. Видимо, новинкой было признано второе
поколение LS400, поступившее в продажу в ноябре 1994 года и претерпевшее
некоторые изменения в дизайне. Кроме этого, Lexus уже четвертый год подряд
победил в рейтинге J.D. Power and Associates по уровню удовлетворенности
покупателей. Но и это был не предел - в следующем, 1995 году, Lexus одержал эту
же победу уже пятый раз подряд - беспрецедентный факт. Кроме этой победы, было
еще много наград и званий; но все это торжество Lexus как торговой марки было
омрачено внесенным в мае 1995 года министерством торговли США предложением о
введении 100%-ных пошлин на некоторые модели люксовых автомобилей японского
производства, в частности, на весь модельный ряд Lexus. Введение этих пошлин
ставило под угрозу потери работы около 8 тысяч человек, занятых на
предприятиях, так или иначе связанных с Lexus. Но уже в июне США и Япония
достигли соглашения, благодаря которому назревавшая уже было торговая война так
и не разразилась.
1996 год начался с
появления первого внедорожника в модельном ряду Lexus - LX450. Это был люксовый
вариант Toyota Land Cruiser в кузове 80-й серии, «красавица и чудовище в одном
флаконе» - неоспоримые оффроадные достоинства Land Cruiser плюс Lexusовская роскошь. С этой комбинацией Lexus
вступил во владения производителей внедорожников и вскоре одержал победу и там,
став лидером продаж всего за два месяца. По количеству проданных автомобилей
Lexus опередил даже Range Rover. Помимо этой победы, в январе Lexus отметил
такую веху в своей истории, как достижение отметки в 500 тысяч проданных
автомобилей. В апреле Lexus и Coach, известный производитель высококачественных
изделий из кожи, объявляют о своем сотрудничестве в работе над будущим
ограниченным выпуском модели ES300, а в июле журнал Automobile Magazine назвал
LS400 в числе 24 самых значимых автомобилей века. В сентябре широкой
общественности было показано второе поколение ES300, получившее более длинный
кузов (длина увеличилась на 6 см), более гладкие формы, с новыми люксовыми
опциями и при этом с более низкой ценой по сравнению со своим предшественником.
В декабре того же года новый ES300 получил награду от AAA в ценовой категории
от 25 до 30 тысяч долларов.
В январе 1997 года на
международном автошоу в Детройте Lexus выставил концепт-кар HPS (High
Performance Sedan), предшественник нового поколения модели GS300. HPS был
оснащен 4-литровым двигателем V8 с системой VVT-i. В феврале на автосалоне в
Чикаго был показан еще один концепт от Lexus - SLV (Sport Luxury Vehicle); в
нем компания воплотила свое видение автомобиля, в котором соединены комфорт
люксового седана и дорожные характеристики средне размерного внедорожника. Чуть
позже, в марте того же года, компания объявила, что этот концепт идет в
производство под названием RX300 (в Японии - Toyota Harrier); начало его
производства было запланировано на первую половину 1998 года. А в сентябре
произошло значительное обновление модельного ряда: SC400/300 подвергся
рестайлингу, обновился дизайн и появились новые опции у LS400, и, кроме этого,
было выпущено второе поколение седана GS400/300. Все вышеперечисленные модели
были теперь к тому же оснащены двигателями с тойотовской системой VVT-i. Обновленный
GS400/300 тут же удостоился благосклонных отзывов прессы: в октябре Consumers
Digest называет его «лучшей покупкой» в категории люксовых автомобилей, Popular
Science присваивает звание «лучшей новинки», а Motor Trend - звание лучшего
импортного автомобиля года. В ноябре GS400 становится лидером в ценовой
категории от 40 до 50 тысяч долларов по версии AAA. Завершился 1997 год
очередным для компании рекордом по количеству продаж (97593 автомобиля за 1997
год - на 20% больше, чем было продано в предыдущем, 1996 году) и еще одной
новинкой в модельном ряду: на международном автосалоне в Лос-Анджелесе,
состоявшемся в декабре, Lexus представил публике LX470 - пришедший на смену
LX450 люксовый внедорожник, аналог Toyota Land Cruiser в кузовах 100-й серии.
В марте 1998 года LX470
начинает продаваться через сеть 147 американских дилеров Lexus; вместе с ним
стартуют продажи анонсированного ранее RX300, что уже позволяет компании
заявлять о собственной линии люкс-внедорожников. Тогда же, в марте, Lexus
объявил о своем спонсировании предстоящего большого тура по США такого
известного музыканта, как Эрик Клэптон. Продажи неуклонно росли (чему немало
поспособствовало, например, появление RX300) - только за апрель 1998 года было
продано 12364 автомобиля Lexus. А уже в мае, к примеру, их было продано 14620,
в июле - 14673, в августе - 16949. Lexus обогнал по продажам в США такие
известные марки, как Mercedes-Benz, BMW, Cadillac и Lincoln, став на
описываемый период времени лидирующим брэндом на американском рынке люксовых
автомобилей. Эти рыночные достижения активно перемежались с наградами от
рыночных экспертов: например, полученное седьмой раз подряд звание лидера в
рейтинге J.D. Power and Associates по степени удовлетворенности покупателей. В
октябре журнал Motor Trend, присваивая звание автомобиля года в разных
категориях, назвал RX300 лучшим спортивным внедорожником года; примечательно
то, что данную категорию (Sport/Utility of the Year) журнал учредил впервые,
что напрямую связывают с огромной популярностью RX300.
Январь 1999 года - еще
одна новинка от Lexus: компактный спорт-седан IS200, показанный в Детройте
(японский аналог - Toyota Altezza). В марте того же года пятый год подряд Lexus
лидирует в рейтинге J.D. Power and Associates, отображающем наименьшее количество
проблем после 5 лет эксплуатации автомобиля. Тогда же, весной 1999 года, IS200
начала продаваться в Европе. А в сентябре Lexus отметил памятную дату - 10 лет
со дня продажи первого автомобиля своей марки в США. Двумя месяцами позже, в
ноябре, компания отметила еще один юбилей - в Штатах был продан миллионный
автомобиль Lexus. В декабре, подведя итоги года, компания убедилась в том, что
можно отпраздновать еще и то, что продажи в США растут уже четвертый год
подряд; к тому же за 1999 год больше чем в два раза выросли европейские
продажи. Львиную долю из проданных за год в Европе автомобилей Lexus составила
новая модель IS200.
Начало 2000 года, как уже
стало привычным, было отмечено обновлениями. В январе в Лос-Анджелесе Lexus
демонстрирует вариацию на тему быстро ставшей популярной IS200 - IS300, а в
Детройте выставляется реинкарнация легендарной для компании модели LS400 -
LS430. Новый флагман модельного ряда был оснащен по последнему слову техники и
дизайна: система навигации, DVD, кожа и ореховое дерево в салоне, двигатель V8
объемом 4300 сс, 280 лошадиных сил и 417 Nm крутящего момента, разгон до 100
км/ч за 6.7 секунд, 5-ступенчатая АКПП. Ко всему прочему, LS430 имел наименьший
коэффициент лобового сопротивления среди автомобилей своего класса. В апреле
2000 года на автошоу в Нью-Йорке Lexus анонсировало скорое появление модели
SC430. В этом же месяце компания объявила о том, что к 2003 году RX300 будет
выпускаться на автозаводе Toyota в Канаде (до этого Lexus собирал свои
автомобили только в Японии). В июне IS300 поступает в продажу, в августе Lexus
становится первым в США импортным люксовым брэндом, продавшим более 20000
экземпляров своих автомобилей за месяц, в сентябре на смену GS400 приходит
модель GS430. В октябре пошел в серию LS430. Итоги 2000 года показали, что и в
этот раз (уже пятый год подряд) Lexus увеличил свои продажи, опередив все
остальные люксовые брэнды на автомобильном рынке США.
В январе 2001 года Toyota
объявила о том, что двигатели и подвеска для модели RX300 будет производиться
на ее заводе в Буффало. В это же время на Детройтском автосалоне были показаны
такие модели, как IS300 SportCross, IS300 Manual Transmission и уже готовящийся
к скорому запуску в производство SC430. IS300 SportCross оснащался такой
опцией, как кнопки переключения передач на руле, позволяющие вручную, не
прибегая к помощи АКПП, манипулировать передачами. IS300 Manual Transmission,
как можно понять из названия, вместо автоматической коробки передач оснащался
МКПП. В марте стартовали продажи SC430; к этому времени заказы на него уже были
расписаны до конца года. Дизайн этого хардтопа, способного за 25 секунд без
усилий со стороны водителя превратиться в открытое купе, разрабатывался в Lexus
European Design and Development Centre на французской Ривьере. В августе IS300
SportCross и IS300 Manual Transmission поступили в продажу, а в октябре
начинает продаваться полностью обновленное третье поколение ES300 - более
люксовое, более просторное, дарящее больше комфорта, стиля и удовольствия от
вождения.
В 2002 году у Lexus
появился первый официальный дилер в России - им стала компания -
"Лексус-Бизнес Кар" в Москве (через год официальных дилеров в Москве
стало два). В июне этого же года на экраны США вышел очередной блокбастер от
известного мастера этого кинематографического жанра - Стивена Спилберга. Фильм
назывался (в русском прокате – «Особое мнение»), и автомобиль для главного
героя разрабатывала компания Lexus. Красный концепт, работающий на топливных
ячейках, стал заметным элементом видеоряда. Помимо этого внедрения в область
искусства кино, Lexus продолжал разрабатывать новые модификации своих серийных
моделей - на Парижском автосалоне появилась IS200 SportCross, оснащенная
2-литровым двигателем с системой VVT-i. А в ноябре 2002 года в США начинает
продаваться новая модель - Lexus GX470, охарактеризованный словами «грубая
роскошь». Этот внедорожник (продающийся в Японии его аналог - Toyota Land
Cruiser Prado последней на момент написания этой статьи модели в кузове 120-ой
серии) оснащен подвеской, способной изменяться по высоте в зависимости от стиля
езды (полное бездорожье или гладкий автобан) для наиболее оптимального
управления машиной.
Весной 2003 года, в
марте, на автосалоне в Детройте Lexus представил преемника своей широко
известной модели RX300 - более динамичный и современный RX330, оснащенный
двигателем с увеличенным до 3300 сс объемом, последними технологическими
достижениями, люксовыми опциями, с кузовом, размерами несколько превосходящим
кузов предшественника. Эта модель, как и прежде, предназначалась для рынка США.
Для Европы же была предусмотрена версия с 3-литровым двигателем, называвшаяся
по-прежнему RX300; продажи этой новинки на европейском рынке начались в мае
2003 года и за первый же месяц по числу проданных экземпляров RX300 обогнал
всех конкурентов в своем классе. Тогда же, в мае, на автошоу в Нью-Йорке Lexus
провел премьеру концепт-кара - HPX (High Performance Crossover). Этот концепт,
сочетающий в себе черты внедорожника и седана - шаг в сторону все более и более
активно развивающегося рынка кроссоверов. В сентябре, как и планировалось,
началась сборка автомобилей Lexus на заводе Toyota в Кембридже, Канада. Кроме
этого, в сентябре на автосалоне во Франкфурте Lexus провел премьеру обновленной
версии флагмана своего модельного ряда - LS430.
В планах Lexus на будущее
такие идеи, как пополнение линейки своих двигателей дизельными моделями для
рынка Европы (где дизели популярны из-за более благоприятного в экологическом
плане состава выхлопа) и гибридными - для рынка США, где гибриды набирают все
большую популярность; выпуск в 2005 году нового поколения GS430, над которым в
данный момент работает совершенно новая команда дизайнеров и конструкторов;
продвижение в том же 2005 году своего брэнда на рынке Японии, где он на самом
деле мало известен. В 2006 году компания планирует выдвижение на новый уровень
- супер-люкс, где господствуют такие гиганты, как Rolls-Royce, Bentlеy и
Maybach. Об этих планах свидетельствует распространенная компанией информация о
том, что Lexus планирует выпуск лимузина, который заменит используемый в
императорской семье Toyota Century.
В целом же история Lexus
продолжается, и продолжается весьма и весьма успешно, причем не ограничиваясь
рынком США, для которого изначально и были предназначены ее автомобили. Об этом
говорит и масса наград от прессы, и первые места в разнообразных рейтингах (в
этой статье перечислены далеко не все победы Lexus, ибо одно только
перечисление заняло бы очень много места), и множество хвалебных отзывов об
автомобилях этой марки. И они этого, несомненно, заслуживают, сочетая в себе в
равной степени отличный комфорт, узнаваемый стиль и непревзойденное японское
качество. Немалую роль в успехе Lexus сыграли и взаимоотношения с клиентами,
обслуживанию которых изначально уделялось пристальное внимание. Кроме этого,
Lexus давно выступает спонсором разнообразных мероприятий, связанных со
спортом, искусствами, охраной окружающей среды и т.д.
|