Maserati S.p.A. (кратко: Maserati — рус. «Мазера́ти») — итальянская компания, производитель эксклюзивных автомобилей спортивного и
бизнес-класса. Основана в 1914
году в Болонье, Италия. Эмблемой компании является трезубец, элемент фонтана Нептуна в
Болонье. Штаб-квартира находится в городе Модена, Италия. В настоящее время компанией
владеет итальянская промышленная группа «FIAT». Объём производства в 2007 году составил 7669 автомобилей. Автомобиль
Maserati Quattroporte № 1 принадлежит бывшему президенту Италии Карло Адзелио Чампи, а Maserati
Quattroporte № 2 — бывшему премьер-министру Сильвио Берлускони. Остальные
продаются по всему миру, в том числе и в России.
1957 Maserati 200SI на Scarsdale Concours
В семье Мазерати было
шестеро братьев: Альфьери, Биндо, Карло, Этторе, Эрнесто и Марио.
Марио посвятил себя искусству. Карло начал удачную карьеру автогонщика, но в 1919 году
умер от туберкулёза. Альфьери,
Биндо и Эрнесто работали в автомобильной фирме «Isotta-Fraschini» . В 1914 году
Альфиери решил открыть собственную мастерскую в окрестностях Болоньи. Вскоре к
нему присоединились двое младших братьев — Биндо и Эрнесто, и они вместе
построили спортивный автомобиль с двухлитровым двигателем. В 1926 году
при финансовой поддержке Диато братья основали компанию «Мазерати».
Компания начала выпускать автомобили с 4-, 6-, 8- и 16-цилиндровыми
двигателями. Один из первых Maserati, управляемый Альфьери, победил в 1926 году в Targa Florio.
Художник Марио разработал эмблему
компании — трезубец. В 1932 году скончался Альфиери, однако
оставшиеся три брата — Биндо, Этторе и Эрнесто — продолжили дело компании.
Орси
Maserati Birdcage
В 1937
году оставшиеся братья продали
компанию «Мазерати» семье Орси, которая в 1940
году перенесла штаб-квартиру
компании в родной город Модена,
где она и находится до настоящего времени. Семья Орси сделала ставку на выпуск
исключительно спортивных автомобилей. Братья продолжили работать в компании,
выполняя роль инженеров на основании десятилетнего контракта. В гоночных сериях
команда также часто одерживала победы, несмотря на участие немецких гоночных
гигантов, таких как «Ауди» или «Мерседес». В 1940
году Maserati одержала победу в Индианаполисе.
Во время Второй мировой войны компания работала для нужд итальянской
армии. В это время «Мазерати» соперничала в разработке автомобиля с V16 для Бенито Муссолини с Фердинандом
Порше из Volkswagen, который построил один для Адольфа Гитлера. Они потерпели неудачу
в этой попытке, и планы были пересмотрены. Как только мирное соглашение было
подписано «Мазерати» вернулась к производству автомобилей серии Maserati A6, и участию в автогонках.
По окончании 10-летнего контракта братья покинули компанию семьи Орси и
основали собственную новую компанию под названием O.S.C.A..
Известный аргентинский пилот Хуан Мануэль Фанхио в 1950-х
годах участвовал в гонках на
автомобилях Maserati и в 1957 году на автомобиле Maserati 250F одержал победу в чемпионате мира по
автогонкам в классе Формула-1.
Кроме того, следует признать успешными другие модели —200S, 300S, 350S, 450S, и последовавшей в 1961 году
знаменитой Maserati Birdcage.
Компания «Мазерати» отказалась от участия в соревнованиях между
фабриками-производителями автомобилей после несчастного случая на гонках Mille
Miglia в Guidizzolo (1957), но продолжила строить гоночные автомобили для
отдельных заказчиков, желающих принимать участие в гонках от собственного лица
и не поддерживаемых ни одной из автомобильных компаний.
1959 Maserati
5000GT купе
После 1957 «Мазерати»
сконцентрировалась на создании дорожных машин, а главный конструктор Джулио Альфьери создал оснащённый шестицилиндровым
двигателем Maserati 3500 2+2 купе с алюминиевым корпусом.
CITROEN
В 1968
году в компании произошли большие
перемены — она была продана компании «Ситроен». По некоторым данным стоимость
сделки составила один миллиард лир. Адольфо Орси сохранил номинальную должность
президента, однако политика «Мазерати» сильно изменилась. Машины стали
производиться в невиданном доселе темпе — до двух автомобилей в день. Ситроен
позаимствовал опыт и двигатель Maserati для создания модели Citroën SM и других моделей, а также Мазерати
объединил некоторые свои технологии с технологиями Ситроен, например, гидравлическую
подвеску.
Maserati 3500gti
В 1970-е годы линейка Maserati состояла из известных
и престижных моделей: купе Maserati
Merak с двигателем V6 рабочим
объёмом 2965 см³, Maserati Bora с
мотором V8 в 4719 см³, Maserati
Khamsin c мотором V8 в 4930 см³,
а также роскошного седана Maserati
Quattroporte тоже с двигателем V8
в 4236 см³. Однако разразившийся в 1970-е годы нефтяной кризис вынудил
сократить объём сделок на авторынке, и особенно пострадал рынок спортивных
автомобилей. В связи с этим в 1974 году компания «Ситроен» была вынуждена
начать процедуру банкротства и 23
мая 1975 года новая управляющая компания PSA Peugeot Citroën, контролирующая
«Мазерати», объявила о её ликвидации.
«Де Томазо»
В 1975
году компанию «Мазерати» приобрёл
известный гонщик и конструктор Алессандро
де Томазо. Новый модельный ряд Maserati был представлен в 1976 году
и включал в себя Maserati Kyalami и Maserati
Quattroporte III.
В 1982
году была создана новая
относительно дешёвая модель Maserati
Biturbo с мотором V6, оснащённым
двойным турбонаддувом объёмом 2 литра и мощностью 180 л. с. Автомобили с
двигателями объёмом свыше двух литров облагались большими налогами в Италии.
Настолько большими, что те ощутимо «ударяли по карманам» даже обеспеченных людей.
Эта модель пользовалась большим спросом. Появление «Biturbo» стало сенсацией.
Во время экономического кризиса и взлетающих цен на бензин компания смогла
по-новому взглянуть на саму идею суперкара.
Она создала маленькую «двухдверку» классической компоновки. Зато миниатюрный
салон представлял собой царство кожи и дерева. Центральную консоль украшали
часы в золотом корпусе. Задумывая «Biturbo», владелец компании «Мазерати»
Алессандро Де Томазо рассуждал примерно следующим образом:
«Продавать огромные прожорливые
суперкары сейчас невозможно. Однако с маленькой эксклюзивной машиной можно
рассчитывать на успех. Компактное купе должно получиться лёгким и экономичным.
Большой мотор ему не нужен…»
Ставка оправдала себя. «Biturbo»
легко вошла в этот мир и стала сразу обрастать модификациями. Появилась
экспортная версия с двигателем 2,5 литра и распределённым впрыском. Также в
конце 1980-х были разработаны два новых купе: Maserati Shamal и Maserati
Ghibli II, которые были представлены в 1990 и 1992 годах соответственно. Внешность
«Shamal» создавал знаменитый стилист Марчелло Гандини. Он даже оставил свой
«автограф» на кузове в виде выреза задней колёсной арки особой формы. Мощность
этих автомобилей достигала 326 л. с. Эра «Biturbo» для «Мазерати» закончилась в 1997 году.
Кроме того, с 1988 года «Мазерати» поставляет 4-цилиндровые
моторы рабочим объёмом 2,2 л для комплектации американского Chrysler TC, производимого компанией
«Крайслер», которую возглавлял давний друг де Томазо Ли Якокка.
FIAT
В мае 1993 года компания «Мазерати» стала
собственностью концерна FIAT.
Были сделаны значительные вложения, из-за чего многие считают это возрождением
«Мазерати».
В 1999 началась новая глава истории
«Мазерати», которая была открыта новой моделью 3200 GT. Это было двудверное купе,
оснащённое двигателем V8 объёмом 3,2 литра с турбонаддувом мощностью 370 л. с. Автомобиль разгонялся с 0 до
60 миль в час за 5 секунд. Максимальная скорость составляла 285 км/ч (177
миль/ч).
FERRARI
В 1997, FIAT передала
пакет из 50% акций «Мазерати» в долгосрочное пользование «Феррари» (в то время,
контролируемое также концерном FIAT).
В 1999 «Феррари» получила полный контроль над
компанией и преобразовала «Мазерати» в подразделение элитных автомобилей. В это
же время строится новый завод взамен устаревшего 1940-х годов.
MASERATI
сегодня
В 2011 г. Maserati представила свой
первый концепт-кар кроссовера Kubang. "Kubang, концептуальный
автомобиль, который заменяет прошлое, оставаясь верен этому, отмечая путь к
будущему технологического превосходства, которое заботится об окружающей среде,
характеризуемой безошибочными конструктивными особенностями" - сообщается
на официально сайте.
|