Maybach (МФА: ˈmaɪ.bax) — немецкая автомобилестроительная
компания, известная, прежде всего, производством эксклюзивных и дорогих автомобилей
класса люкс. Изначально предприятие занималось авиационными
двигателями для дирижаблей. После Первой мировой
войны началось
производство автомобилей марки Maybach. В годы Второй
мировой войны Maybach производила двигатели для танков нацистской
Германии. В 1960 году компания была куплена концерном Daimler,
и в 2002 году производство автомобилей было возобновлено. В ноябре 2011 года
председатель совета директоров концерна Daimler Дитер
Цетше заявил,
что в 2013 году Maybach прекратит своё существование из-за сокращения продаж. В
середине августа 2012 года марка была ликвидирована. Автомобили класса люкс После окончания мировой войны, согласно Версальскому
договору, в Германии было приостановлено
производство военной техники. Запрет распространялся и на авиационные
двигатели. Компания Maybach изменила сферу деятельности, начав производство
двигателей для автобусов, пожарных и санитарных
машин, локомотивов.
В 1918 году название предприятия было изменено на Maybach-Motorenbau
GmbH. Карл Майбах также искал покупателей среди производителей легковых
автомобилей. В 1920 году он заключил контракт с нидерландской автомобильной
компанией Spyker на 1000 двигателей:
Maybach поставлял Spyker’у шестицилиндровый двигатель W2 объёмом 5,7л (70
л.с.) для модели Spyker 30/40 C4. Однако нидерландский производитель находился
в сложном материальном положении (в 1925 году фирма обанкротилась), и поставки
ограничились полусотней моторов, из-за чего Майбах решил производить
автотранспорт самостоятельно. При этом его целью было создание
высококачественных и комфортных автомобилей. Плакат, рекламирующий Maybach W3; первое появление эмблемы с двойным М Первый экспериментальный автомобиль компании, Maybach W1,
появился ещё в 1919 году. W1 был оснащён двигателем мощностью в 36 л.с.,
установленным на шасси Mercedes, принадлежащего
Карлу Майбаху. В следующем году был собран ещё один экспериментальный автомобиль
под названием Spezialrennwagen. Этот спортивный агрегат с авиационным
двигателем мощностью 300 л.с. разгонялся до 160 км/ч. Однако успехов в
автоспорте марка не имела. Концепт W1
лёг в основу первого серийного автомобиля марки Maybach. W3,
впервые представленный на автосалоне в Берлине в 1921
году, имел под капотом двигатель в 5.7 л с боковыми клапанами и
2-ступенчатую коробку передач с педальной регулировкой.
Автомобиль удостоился особого внимания прессы за дизайн;
кузов спроектировала фирма Германа Спона (нем. Hermann Spohn) в Равенсбурге,
которая также сделала кузов следующей модели. Следующий автомобиль марки, Maybach
W5, появился в 1926 году. Шестицилиндровый двигатель этой модели в 7 л
(120 л.с.), выдававший 2400 оборотов в минуту, был одним из мощнейших
автомобильных моторов того времени. В 1928 году вышла модификация W5 SG с
улучшенной коробкой передач (была добавлена ускоряющая передача). Автомобили
собирались с учётом спецификаций заказчика, из-за чего стоимость росла. По
заказу компании Fuchs Waggonfabrik AG (Хайдельберг) было собрано несколько
моделей с двигателями OS 5 (100 л.с.), OS 6 (90 л.с.), имеющими по две свечи на
цилиндр, что обеспечивало безопасность при эксплуатации, и OS 7 (75 л.с.).
Всего до 1929 года было собрано 305 W3 и 248 W5/W5 SG с
кузовами лимузин, кабриолет (купе
и седан) и фаэтон. Слияние компаний Daimler и Benz в концерн подбило
Карла Майбаха к усиленному совершенствованию своей продукции. Компания
приступила к разработке автомобиля с двигателем V12.
В 1929 году дирижабль «Граф Цеппелин» совершил кругосветный перелёт за 448
часов. На дирижабле было установлено пять двигателей V12 производства Maybach
мощностью в 550 л.с. Майбах решил использовать это обстоятельство как рекламный
ход (с той же целью позже к названию нового автомобиля было приписано
Zeppelin). Модель под названием Maybach 12 дебютировала в том же
году. Мощность 7-литрового двигателя составляла 150 л.с. при 2800 оборотах в
минуту. Автомобиль был довольно массивным (минимальный вес —
2300 кг), но всё же удостоился хвалебных отзывов прессы. В 1930 году был создан следующий двенадцатицилиндровый
автомобиль марки: Maybach DS7 Zeppelin. В двигатель DS7,
унаследованный от предыдущей модели, были введены некоторые изменения: цилиндры
имели чугунные втулки; поршни поставлялись компанией Nelson
Bohnalite. DS7 стал третьим в мире
автомобилем с агрегатом V12 после Daimler Double-Six и Voisin и самым дорогим
немецким авто своего времени стоимостью 50 000 рейхсмарок (в 33 раза дороже,
чем Opel P4). В том же году началось производство модели DSH с
шестицилиндровым двигателем в 5,2 л (130 л.с.) По характеристикам DSH не
намного отставал от «Цеппелинов» и продавался по более низкой цене. Впрочем,
автомобиль не пользовался особым спросом: было собрано всего 100 моделей, и производство
прекратилось в 1937 году. Maybach Zeppelin DS8, 1938—1939 гг. В следующем году дебютировала модификация Zeppelin под названием
DS8 с 8-литровым двигателем мощностью в 200 л.с. Автомобиль
имел новую 5-ступенчатую коробку передач. В 1938 году она была заменена на
7-ступенчатую, ускоряющая передача, которой имела передаточное отношение 0:77:1.
300 моделей Maybach 12 и Zeppelin были собраны в 1930-х. Некоторые владельцы
Maybach 12 и DS7 возвращали свои машины на завод, чтобы поменять двигатель на
новый восьмилитровый. В 1931 году также вышел в свет Maybach W6, последователь
W5 с рядным шестицилиндровым двигателем. От предшественника отличался
улучшенным шасси, удлинённой колёсной базойи секвентальной
КП. Модификация W6 DSG производилась в 1934—1935 годах. За эти пять лет с
конвейера сошло 100 моделей W6 и W6 DSG. Параллельно с разработкой автомобилей компания также продолжала
производить двигатели для кораблей и поездов. Двумя двигателями Maybach
мощностью в 302 кВт был оснащён дизель-поезд DRG 877, побивший рекорд
скорости среди поездов — 160 км/ч. Одновременно с моделями Zeppelin
компания в 1935 году начала производство автомобиля SW, получившего прозвище
«маленький Maybach». Maybach SW35 с шестицилиндровым двигателем HL 35 (140
л.с.) был мощнее предыдущих шестицилиндровых моделей и имел улучшенную
независимую подвеску, а расход топлива на 100 км составлял
17—18 литров (в то время как расход топлива Zeppelin составлял 28—30 литров).
Как и у моделей Zeppelin, кузов SW был спроектирован фирмой Спона по принципу Пауля
Ярая. В следующем году SW35 сменила модификация SW38 с двигателем HL 38 в 3,8
л. Спон снабдил автомобиль 6—7-местным кузовом лимузин. В 1939 году появилась
ещё одна модификация: SW42 с двигателем в 4,2 л. При этом мощность двигателей
оставалась той же: причиной изменения объёма стал официальный документ под
названием «Технические требования к эксплуатации безрельсового транспорта».
Согласно редакции 1938 года этого документа требовалось, чтобы все двигатели
внутреннего сгорания были переделаны под бензин с октановым
числом 74.
Именно по этой причине вышли модификации SW38 и SW42. Maybach SW стал самым
массовым довоенным автомобилем марки: 850 моделей. В 1941 году компания прекратила производство автотранспорта. За
двадцать лет было создано приблизительно 2000 автомобилей марки Maybach. Послевоенная судьба В феврале 1945 года завод Maybach в Фридрихсхафене был
подвергнут бомбардировке американскими самолётами B-17. В том же
году завод был отремонтирован и действовал в качестве автомобильной ремонтной
мастерской. Карл Майбах был арестован и отправлен вместе со своими инженерами
во Францию, где занимался разработкой двигателя мощностью 1000 л.с. по заказу
французского правительства. В 1951 году рассматривался вопрос возобновления
производства автомобилей, однако необходимых для этого денежных средств не
было, и Карл Майбах покинул предприятие в 1952 году. Позднее он сделал попытку возродить марку, купив два шасси
Maybach SW38 и установив на них кузова Спона. Дизайн кузовов был сделан в
вошедшем в моду американском стиле. Однако дальнейшего развития эта идея не
получила. Кузова некоторых «Майбахов» были переделаны частными владельцами. В
основном это были пульман-лимузины и спорт-кабриолеты. Известны даже случаи, когда лимузины
марки переделывали в пикапы и тягачи. 6
февраля 1960
года Карл
Майбах скончался; в том же году компания была приобретена концерном Daimler,
переименована в MTU Friedrichshafen GmbH и
занималась производством дизельных двигателей. Довоенные автомобили Автомобили марки имели ряд нововведений: продвинутая трансмиссия
с максимум 8-ступенчатой коробкой передач, аэродинамика на
основе принципов венгерского инженера Пауля Ярая на поздних автомобилях и др. Вместе
с тем они были настолько тяжёлыми, что водителям в Германии приходилось
получать разрешение на вождение грузовика, прежде чем ездить на автомобилях
Maybach. Интерьер Maybach DS8 Zeppelin Планетарная коробка передач Maybach W3 кроме основной передачи
имела ещё «горную», которая включалась во время подъёмов на гору. Система
переключения передач была усовершенствована на Maybach W5 SG: ускоряющая или
повышающая передача, используемая с любой из двух прямых передач, позволяла
автомобилю разгоняться до 130 км/ч (для сравнения, максимальная скорость
обычного W5 составляет 115 км/ч). Эта трансмиссия досталась
автомобилю Maybach DS7 Zeppelin. Теперь переключение передач обеспечивал
вакуум-аппарат, соединённый с впускным коллектором медной трубкой. Ряд новых
функций упрощал управление автомобилем: автоматически управляемые тормоза на
всех колёсах, рычаг на рулевом колесе, управляющий дроссельной
заслонкой, и кнопка, замедляющая работу системы зажигания, если топливо было
неподходящим для высокой степени сжатия в двигателе DS7. Вместе с тем
автомобиль был оснащён зависимой подвеской.
Трансмиссия DS8 Zeppelin с электроприводом,
именуемая Doppelschnellgang (двойное ускорение), стала предшественницей
современной автоматической КП. Система переключения передач
была настолько непривычной для водителей (рычаги находились и на рулевом
колесе, и в полу), что компания рекламировала КП как четырёх- и
пяти-ступенчатую. В последний год производства коробка передач была упрощена:
ускоряющая передача вошла в общий блок, а на полу больше не было рычагов
переключения. Самая массовая модель марки, Maybach SW, получила независимую
подвеску и разрезной задний мост на качающихся полуосях, которые обеспечивали
плавность хода автомобиля.
|