Mazda Motor Corporation (яп. マツダ株式会社 мацуда кабусикигайся?), кратко: Mazda — рус. «Ма́зда»)
— японская автомобилестроительная компания, выпускающая автомобили
«Мазда». Штаб-квартира — в Хиросиме. Входит в кэйрэцу Sumitomo.
История
В 1920 году
совместно с группой инвесторов обанкротившуюся строительную компанию Abemaki
приобрёл сын простого рыбака, Дзюдзиро Мацуда (яп. 松田
重次郎 Мацуда Дзю:дзиро:,
1875—1952). Основной продукцией предприятия стали изделия из пробкового дерева,
компанию назвали Toyo Cork Kogyo Ltd., и в 1921 году Мацуда стал её
президентом. В 1920-х годах предприятие выпустило несколько пробных партий мотоциклов,
не пользовавшихся большой популярностью на рынке, а основной продукцией стало
машиностроительное оборудование.
Трицикл Mazda, 1931
В 1930 году
один из мотоциклов от Toyo Kogyo (слово «Cork» — «пробка» — удалили
из названия в 1927) победил в гонках, что подняло интерес к транспортным
средствам производителя. В 1930-х годах компания начала выпуск трициклов,
во многом копировавших зарубежные образцы. В 1931 году название компании
сменили на «Mazda» — имя верховного зороастрийского бога Ахура Мазда,
созвучное с фамилией основателя концерна. В 1932 году начался экспорт
коммерческого трицикла в Китай. Аналогичные машины в годы Второй Мировой
войны поставлялись в японскую армию.
В 1948 году
восстановленный после американских бомбардировок завод Mazda вернулся к выпуску
трёхколёсных грузовиков, спустя год председателем правления совета директоров
концерна стал сын основателя Тенуджи Мацуда.
Mazda R360, 1960
В 1960 появился
первый автомобиль производителя — микролитражное заднемоторное
четырёхместное купе Mazda R360. Спустя год появился пикап Proceed
B-series 1500, а в 1962 — двух и
четырёхдверные седаны Carol 360 и Carol 600. Освоить выпуск последних моделей
помогли деловые связи с немецкой NSU, обладавшей эксклюзивными правами на
производство и разработку РПД работы Феликса Ванкеля. 1963 год
отмечен появлением первого роторного двигателя Mazda. Экспорт автомобилей за
рубеж был начат с продаж универсала Mazda Familia в Новую Зеландию,
эта же машина в двух кузовных версиях дебютировала в 1967 году на Европейском
рынке. Тогда же в производство пошёл первый серийный автомобиль компании с РПД, Mazda
Cosmo Sport. К 1970 году Mazda выпустила уже 100 000 автомобилей с двигателями
такого типа.
Mazda 787B, 1991
В 1967 году
дебютировало спортивное купе Mazda Savanna RX-7, тогда же 25 % акций
японского автопроизводителя были приобретены концерном Ford Motor. Первым
масштабным совместным проектом концернов стало семейство Mazda Bongo 1983
модельного года. В 1984 году официальное название концерна сменили на Mazda
Motor Corporation. В 1989 году было представлено первое поколение популярного
по всему миру родстера Mazda MX-5, а в 1991 году единственный раз за всю
историю в «24 часах Ле-Мана» победу одержал автомобиль с
роторно-поршневым двигателем, Mazda 787B. В 1995 дебютировало первое поколение
хетчбэка Mazda Demio, тогда же Ford увеличил свою долю акций
японского концерна до 33,4 процентов.
По данным на
2007 год, сборочные предприятия концерна действовали в 21 стране, экспорт
автомобилей осуществлялся в более чем 120 государств.
30 августа 2010
года в Милане был презентован концепт-кар Mazda Shinari, который стал
предвестником иного дизайнерского направления, нового лица марки. Новый
фирменный стиль получил название Kodo, что в вольном переводе означает «дух
движения», который сменил Nagare, бывший профильным последние несколько лет.
Собственники и руководство
Общее число
акционеров Mazda Motor Corporation на 31 марта 2010 года — 55 462, также
акции принадлежат компании Ford (33,4 %). Рыночная капитализация
на Токийской бирже на 27 ноября 2006 года — 1,09 трлн
японских иен (около $9,4 млрд).
Председатель
совета директоров — Кадзухидэ Ватанабэ. Президент компании — Хисакадзу
Имаки (Hisakazu Imaki).
Деятельность
Два основных
завода Mazda находятся в Японии (в городах Хиросима и Хофу), 18
дополнительных — за её пределами.
Объём
производства компании в 2010 году составил 1 307 540 единиц, что на
32,8% выше уровня 2009 года. Выручка в финансовом году, завершившемся 31
марта 2010 года, составила $23,3 млрд, за тот же период убытки компании
составили около $80 млн.
Mazda в России
21 июня 2011
года Mazda подписала с Минэкономразвития России соглашение о
промышленной сборке автомобилей, предусматривающее создание автосборочного
производства в Приморском крае. В апреле 2012 года Mazda и российский
автопроизводитель Sollers подписали соглашение о создании совместного
автосборочного предприятия во Владивостоке. Было создано СП, где партнеры
получили равные доли. Уже в сентябре состоялась церемония открытия нового
совместного предприятия MAZDA SOLLERS Manufacturing Rus. Серийное производство
запущено в октябре 2012. На первом этапе СП будет выпускать две модели
автомобилей: кроссовер Mazda CX-5 и новый седан Mazda 6.
Производственная мощность предприятия составит 50 тыс. автомобилей в год,
проектная мощность составляет 100 тыс. автомобилей. Собранные автомобили будут
продаваться через дилерскую сеть Mazda по всей России.
|