ОАО «Авто ВА́З» — российская автомобилестроительная компания,
крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе.
Полное официальное название — Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ». Предыдущие
названия — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (1966—1971), Волжское
объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» (с 1971).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1972 году Волжскому
автозаводу присвоено имя 50-летия СССР. Ранее выпускал
автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока».
В настоящее время производит автомобили под собственной торговой маркой Lada («Лада»),
а также автомобили марки Nissan, готовится производство автомобилей Renault.
Кроме того АвтоВАЗ, поставляет другим производителям машинокомплекты для
выпуска автомобилей марки «Lada» и их модификаций. Штаб-квартира и основное
производство находится в городе Тольятти Самарской области. Девиз компании: «LADA — ключ к
дорогам России» Конвейер ВАЗа, 1969 год Заводоуправление 20 июля 1966
года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и
Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного
автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта
была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». 15 августа 1966
года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал
контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром
Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольяттис полным
производственным циклом. По контракту на этот же концерн возлагалось технологическое
оснащение завода, обучение специалистов. 3 января 1967
года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской
стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку
автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр
земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных
цехов (КВЦ). С 1969
года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это
были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования,
произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического
содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и
других стран. 1 марта 1970
года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19
апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули»,
по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124»,
но собранных почти полностью из локализованных комплектующих. Интересно, что 15
апреля 1970 года Волжский автомобильный завод посетилГенри Форд-младший. 28
октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями
«Жигули». Таким образом, при расчётном сроке строительства в 6 лет, завод был
пущен в эксплуатацию досрочно на 3 года, что позволило СССР сэкономить
более 1 млрд. советских рублей. 24 марта 1971
года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь
Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16
июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10
января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в
эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч
автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с
оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска
миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский
автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. За
архитектуру комплекса Волжского автомобильного завода в 1977 году была вручена Государственная
премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры. Проектная
мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год. На 1 февраля 2012
года проектная мощность завода составляет 900 тыс. автомобилей в год. После распада
СССР В 1990-х —
начале 2000-х годов за контроль над «АвтоВАЗ» разразилась ожесточенная криминальная
война, в ходе которой погибло порядка 500 человек, среди которых: криминальные
авторитеты, бизнесмены, сотрудники милиции, журналисты, общественные деятели,
руководство завода. С 2002 — по
2004 год существовала лотерея «АвтоВАЗ», где разыгрывались призы только по
номерам купленных билетов, главный приз которой — автомобиль ВАЗ —
Жигули. Экономический
кризис 2008—2009 годов Здание заводоуправления ночью В результате экономического
кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в
начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На
конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9
месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду
предыдущего года. 30 марта 2009
года Правительством России было принято решение о выделении государственной
корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в
виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу». Также модельный
ряд «АвтоВАЗ» попал под государственную программу субсидирования процентных
ставок по автокредитам. В сентябре 2009
года руководством компании было объявлено о массовом сокращении персонала: до
конца 2009 года будет сокращено 27,6 тыс. работников из 100 тысяч. По словам представителей
«АвтоВАЗа», это будет одной из мер на пути к недопущению банкротства крупнейшей
российской автомобилестроительной компании. Впрочем, уже в начале октября
стало известно, что в Правительстве России было согласовано увольнение только 5
тыс. человек, а первый вице-премьер Правительства Игорь Шувалов заявил:
«Никаких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все
вранье». В итоге, почти 22,5 тысячи работников компании были уволены в 2009
году, из них: 11,5 тысяч — оформили пенсию и 2,3 тысячи — досрочную
пенсию. Оформление такой «массовой» досрочной пенсии явилось беспрецедентным
для России явлением. В то же время,
в октябре 2009 года Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации в письме в аппарат правительства заявило, что в нынешнем виде
«АвтоВАЗ» фактически является нежизнеспособным, находясь в предбанкротном состоянии
(по расчётам министерства, на начало 2010 года долг завода будет составлять
76,3 млрд руб.). По мнению Минпромторга, дальнейшая государственная поддержка
предприятия нецелесообразна, а спасти ситуацию в Тольятти можно лишь сократив
до 50 тыс. сотрудников «АвтоВАЗа» и потратив средства, которые предполагается
выделить «АвтоВАЗу», на стабилизацию рынка труда в Самарской области. В ноябре 2009
года Кристиан Эстев, генеральный директор Renault в России заявил, что по
предложениям французской стороны, на «АвтоВАЗе» планируется организовать
производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой
платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин
класса ultra low cost (возможно, на базе «Калины»). В ноябре 2009 года
российское Правительство заявило о готовности оказать «АвтоВАЗу» поддержку в
размере 54,8 млрд. руб. Из этой суммы 38 млрд — это невозвратные
долги, ещё 12 млрд руб. пойдет на создание и запуск в производство нового
модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы
создания новых рабочих мест. Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault
подписали 27 ноября 2009 года протокол о сотрудничестве в
рекапитализации «АвтоВАЗа». Соглашение предусматривает финансовую помощь
«АвтоВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий
Renault и Nissan. С 2010 года 10 марта 2010
года совет директоров «АвтоВАЗа» одобрил бизнес-план до 2020 года, по
которому планируется рост производства автомобилей до 1,2 млн штук в год к
концу 2010-х годов, а также инвестиции в предприятие за 2010—2020 годы в
размере до 3 млрд евро. 26 августа 2010
года президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что чистая
прибыль «АвтоВАЗ» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона
рублей по РСБУ против убытка за аналогичный период 2009 года. В январе 2013
года объявлено об очередном значительном сокращении персонала предприятия:
cогласно приказу нормативная численность руководителей, специалистов и служащих
будет снижена на 2,5 тысячи штатных единиц, а снижение численности
рабочих будет на 5 тысяч штатных единиц. Согласно ежеквартальному отчету
компании, на 1 января 2014 года на заводе работают более 67 тысяч
человек. 23 января 2014
года компания сообщила, что собирается уволить 7,5 тысяч работников с следующим
возмещением: уволившиеся в феврале получат по пять среднемесячных зарплат (составляет
около 20 тысяч рублей), в марте — по четыре зарплаты, в апреле — по три.
Предложение о выплате компенсаций действует только эти три месяца. Собственники и руководство Логотип Альянса «Renault-Nissan» С 22
декабря 2005 года, после ухода в отставку председателя совета директоров В. В. Каданникова,
общим собранием акционеров установлено следующее распределение пакетов акций:
64 % акций ОАО «АвтоВАЗ» принадлежат его же дочерним предприятиям — «AVVA»
(38 %), ЗАО «ЦО АФК» (24 %) и ЗАО «ИФК» (2 %). При этом ОАО
«АвтоВАЗ» принадлежат 86 % акций «AVVA», а «AVVA» вместе с «АвтоВАЗ»
владеют 60 % акций «ЦО АФК». В декабре 2007
года стало известно, что французская автомобилестроительная корпорация «Renault»
планирует приобрести 25 % акций ОАО «АвтоВАЗ» 29 февраля 2008
года сделка состоялась, договор о продаже акций подписали глава совета
директоров ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент «Troika Capital
Partners» Сергей Скворцов и глава корпорации «Renault-Nissan» Карлос Гон.
Окончательная сумма сделки будет зависеть от итогов работы «АвтоВАЗ» в 2008—2009
годах, но не превысит 1,2 млрд. долларов. После погашения казначейских
акций завода «Renault» получит контрольный пакет акций. На сентябрь
2008 года основные акционеры: Renault (25 %), «Ростехнологии»
(25,1 %) и «Тройка диалог» (25,64 %). 12 декабря 2012
года в Москве президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявил о
создании совместного предприятия с государственной корпорацией «Ростехнологии»,
под названием Alliance Rostec Auto BV. Данное совместное предприятие будет
владеть полным пакетом акций уставного капитала ОАО «АвтоВАЗ». На конец 2013
года Alliance Rostec Auto BV владел 76,25 % акций ОАО «АвтоВАЗ» Руководство На ноябрь 2013
года: председатель
совета директоров компании — Карлос Гон, также глава альянса «Renault-Nissan»; В разное время
руководителями автозавода были: 1966—1975 — Поляков,
Виктор Николаевич, генеральный директор; 1975—1982 — Житков,
Анатолий Анатольевич, генеральный директор; 1982—1988 — Исаков,
Валентин Иванович, генеральный директор; 1988—1996 — Каданников,
Владимир Васильевич, генеральный директор; 1996—2002 — Николаев,
Алексей Васильевич, президент-генеральный директор; 2002—2005 — Вильчик,
Виталий Андреевич, президент-генеральный директор; 2005—2006 — Есиповский,
Игорь Эдуардович, президент-генеральный директор; 2006—2007 — Артяков,
Владимир Владимирович, президент-генеральный директор; 2007—2009 — Алёшин,
Борис Сергеевич, президент-генеральный директор; 2009—2013 — Комаров,
Игорь Анатольевич, президент-генеральный директор; с 2013 — Бу
Инге Андерсон, президент-генеральный директор 29 декабря 2000
года в здании заводоуправления ОАО «АвтоВАЗ» открылась галерея портретов
всех генеральных директоров «АвтоВАЗ» с момента его основания. Деятельность Конвейер на
АвтоВАЗе В состав
производственных единиц ОАО «АвтоВАЗ» входят: металлургическое
производство (МтП); прессовое
производство (ПрП); сборочно-кузовное
производство (СКП); механосборочное
производство (МСП); инструментальное
производство (ООО Лада инструмент); производство
ремонта и обслуживания оборудования (ООО АВТОВАЗ ПРОО); производство
пластмассовых изделий (ППИ); опытно-промышленное
производство (ОПП); производство
пресс-форм и штампов (ППШ). Процесс сборки
автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль,
выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке,
представляющем собой две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным
покрытием. В 1966 по 1991 в
состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» входили 5
(пять) производств : Белебеевский
завод Автонормаль; Димитровградский
автоагрегатный завод; Скопинский автоагрегатный
завод; АвтоВАЗагрегат; ТЭЦ Волжского
автозавода. После развала СССР,
в результате приватизации, все предприятия стали акционерными
обществами и перешли к разным собственникам. В настоящее время указанные
заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АвтоВАЗ», так и на
другие автозаводы России. «АвтоВАЗ»
совместно с «General Motors» и Европейским Банком Реконструкции и Развития принял
участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ». Совместное
производство началось с выпуска внедорожника Chevrolet Niva («Шевроле
Нива»). Научно-технический центр Здание Научно-технического центра АвтоВАЗа 8 апреля 1986
года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где
Генеральный секретарь ЦК КПСС посетил автозавод. Результатом этого
визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового центра. 4 сентября 1986
года Правительством страны было принято решение о создании на автозаводе
отраслевого научно-технического центра (НТЦ). В 1987—1994 годах были
введены в строй его основные мощности: инженерный корпус, дизайн-центр,
комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований
электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс,
корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в
НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба. Первым
руководителем научно-технического центра был В. В. Каданников (в 1986—1988
годах). 7 сентября 2001
года, в честь 15-летия научно-технического центра, была открыта первая очередь технического
музея. Сегодня это — целый парк автомобильной и военной техники, где
собраны уникальные экспонаты со всей страны. Музей открыт для посещения
гражданами города. После вхождения
в число акционеров ОАО «АвтоВАЗ» французской компании Renault, принято решение
о вхождении НТЦ ОАО «АвтоВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с
Renault/Nissan. Первые модели, выпускавшиеся заводом — ВАЗ-2103 и ВАЗ-2101 в
мотор-музее (Рига) Экспорт Несмотря на
относительную локализацию основного рынка сбыта «АвтоВАЗа», автомобили его
производства можно встретить в любом, даже самом удалённом уголке земли, даже в
самых развитых странах. Например, в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Германии. Планы Планы развития
в компании связывают с дальнейшей интеграцией с Renault-Nissan. В конце 2011
года «АвтоВАЗ» поставил на конвейер автомобиль Lada Granta седан, в
первом полугодии 2012 года — универсал повышенной вместимости R90 и
фургон F90 (Lada Largus) на платформе B0, в июне 2012 года начато производства
автомобиля Nissan Almera также на платформе B0, к 2013 году —
недорогой хетчбэк Granta и ещё два автомобиля Renault, также на платформе В0.
Также в планах компании до 2013 года — модернизация ряда производств,
расширение выпуска двигателей и коробок передач. Показатели деятельности Кузов Lada Kalina на главном конвейере Предприятие
ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам,
и на страны СНГ. В 2004 году завод выпустил чуть более 712
тысяч, в 2005 году — 721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено
966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тысяч готовых автомобилей, в
том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на экспорт. В 2007
году продано (по данным компании) 770 тысяч авто. В 2008
году компания планировала выпустить 959,7 тыс. автомобилей и сборочных
комплектов, в том числе 125 тыс. автомобилей Lada Kalina, более 210 тыс.
автомобилей модели Lada Samara, 35 тыс. трехдверных внедорожников Lada 4х4 и
8 тыс. автомобилей «Lada 112 Coupe».Экспорт автомобилей и автокомплектов в
2008 году предполагалось увеличить до 194 тыс. единиц. В кризисный 20rr09
год первоначально планировалось выпустить 475 тыс. автомобилей, затем эта
цифра была скорректирована до 332 тысяч автомобилей. В 2009 году завод
останавливался дважды с начала года. Сначала в феврале 2009 года — из-за
отказа производителей автокомпонентов отгружать продукцию автогиганту, пока он
не погасит перед ними свои долги. Другой раз — уже на весь август —
по решению топ-менеджмента из-за проблем со сбытом. Статистика
производства автомобилей. По подсчётам
компании Ernst&Young, в 2007 году в России было продано
около 2,65 млн автомобилей, из которых «АвтоВАЗ» продал 663,5 тыс.
автомобилей (что на 6,2 % больше, чем в 2006 году). Выручка
компании по МСФО в 2008 году составила 192,07 млрд руб. (в 2007
году — 187,6 млрд руб.), чистый убыток — 24,66 млрд руб. (в
2007 году — чистая прибыль 3,7 млрд руб.). В 2009 году в
ОАО «АвтоВАЗ» изготовлено 294 737 автомобилей LADA (в том числе для
экспорта — 34756 автомобилей всех семейств LADA). Также выпущено 43047
сборочных комплектов. Лидером по объёму производства стало семейство LADA
PRIORA: изготовлено более 91 тысячи этих автомобилей. В I квартале
2010 года убыток АвтоВАЗа составил 2,6 млрд рублей, во II квартале чистая
прибыль по РСБУ составила 1 млрд рублей. Объём продаж
АвтоВАЗа во II квартале повысился в два раза по сравнению с I кварталом. В 2010 году в
России продано 517 147 автомобилей LADA. По сравнению с 2009 годом реализация
автомобилей LADA в России выросла на 48 %. По программе утилизации в 2010
году продано 221 584 автомобиля. На экспорт отправлено за 2010 год 41 577
автомобилей. На 2011 год за
всю историю завода произведено более 26 000 000 автомобилей. Около 57 %
автопарка России — автомобили марки ВАЗ. Модельный ряд Лада Приора, седан Lada Kalina Sport В настоящее
время серийно выпускаются автомобили: Марки Lada,
разработанные ОАО «АвтоВАЗ»: семейство Lada
Kalina — семейство легковых автомобилей, выпуск которых начался 18 ноября
2004 года, с 2013 года выпускается модернизированная модель Lada Kalina II,
которая претерпела изменения относительно Lada Kalina аналогично уже снятой с
производства Lada Samara II относительно Lada Samara/Спутник 15 лет
назад — 5-дверный хэтчбек и универсал; седан Lada
Granta — бюджетный вариант седана Kalina, выпускаемый с 29 ноября 2011
года; семейство Lada
Priora — седан, 3 и 5-дверный хэтчбек и универсал; Lada 4×4 («Лада
4×4») — 3-дверный универсал, SUV, полноприводный автомобиль
повышенной проходимости, до 2005 годаименовавшийся «Lada Niva» («Лада
Нива»). Марки Lada и
других марок разработанные другими компаниями или совместной разработки: Lada Largus —
5 и 7-местный универсал, грузовой фургон. Выпускается на платформе B0 Альянса
Renault-Nissan в основе Dacia Logan MCV Lada Largus Nissan Almera —
4-дверный седан, с кузовом от китайской версии Nissan Bluebird Sylphy и
техникой и салоном от Renault Logan 1 поколения. Chevrolet Niva —
5-дверный универсал, SUV, полноприводный автомобиль повышенной
проходимости, до 2002 года выпускался как Lada Niva ВАЗ-2123. Выпускается СП
«GM-АвтоВАЗ» Серийно
выпускаемые двигатели: - модификации
двигателя ВАЗ-2101 для «Лада Классик»;
- модификации
двигателя ВАЗ-2108 для «Лада Самара», «Лада 110» и «Калина»;
- двигатель ВАЗ-2112 и
его версии для «Лада 110», «Калина» и «Приора»;
- версии
двигателя ВАЗ-2121 для «Лада Нива»;
- двигатель ВАЗ-1118 для
«Лада Калина».
Кроме того,
«АвтоВАЗ» продолжает выпуск комплектующих и запасных частей для моделей, снятых
с производства или производящихся в других городах России и за рубежом. Среди основных
планов ОАО «АвтоВАЗ»: - 2014 год —
начало производства Renault Logan II
- 2015 год —
хэтчбек сегмента B и кроссовер сегмента С марки Lada на платформе B0 Альянса
Renault-Nissan (в основе Renault Sandero II поколения)
- 2016 год —
новой модели Priora (возможно на платформе Renault Megan), кроссовера
В-сегмента и седана С-класса.
- 2020 год компания
намерена производить 9 моделей на 3 (или 4) платформах в шести сегментах. На
три модели — Low Cost, новая «Приора» и C-класс — будет приходиться
70 % объёмов производства, следует из программы.
Латиница в написании названий автомобилей В сентябре 2004
года руководство предприятия объявило о переводе всех выпускаемых
автомобилей на единый бренд, писать который было решено не кириллицей, как это
предполагают нормы русского языка, а латиницей. Вместо аббревиатуры «ВАЗ»
автомобили, в том числе модели, выпускавшиеся не одно десятилетие, получили
единое название Lada, ранее применявшееся лишь в качестве торговой марки для
экспортных вариантов. Между тем тогдашний руководитель «АвтоВАЗа» Владимир
Каданников заявил, что самые меткие названия его продукции даёт
народ — «копейку» и «зубило» не искоренит никакая латиница. Журналист
ведущего и старейшего российского автомобильного издания «За рулём» выразил
недоумение в требовании написания латиницей давно существовавшего названия
российского автомобиля Лада Самара, по его данным даже в 2008 году продавцы
и покупатели по-прежнему используют старые наименование моделей —
«двенадцатая», «тринадцатая» и т. п. Использование жаргонизмов С середины 1990-х
годов применительно к автомобилям, выпускаемым предприятием стали
использоваться жаргонизмы «ТАЗ», или «Тазик», происхождение которых очевидно по
аналогии с аббревиатурами других советских автозаводов («ГАЗ», «КАМАЗ», «УАЗ»),
названных по месту, где они находятся — Тольяттинский автомобильный завод.
В 1997 году слово появляется в материале о российском автопроме в
материале обозревателя таблоида «Мегаполис-Экспресс» Михаила
Берлогина. В широкий обиход введено благодаря Михаилу Задорнову, назвавшем так
продукцию ВАЗа в одном из своих выступлений. В 2000-х годах слово
часто использовалось в статьях журналистов о продукции «АвтоВАЗа» в ироничном
ключе, а также в тематических интернет-форумах. Жаргонизм «ТАЗ»
активно использовался в лозунгах участников общероссийской акции протеста
против повышения таможенных пошлин на автомобили иностранного производства в
конце 2008 года, в частности, в ходе акции в Екатеринбурге, в которой
приняли участие более 1000 автомобилистов, а также в Москве. В интервью
журналу «Итоги» президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин в мае 2009 года заявил: Про «тазики»
обычно заводят речь, чтобы задеть нас или унизить. Напрасный труд! Мы реально
оцениваем качество производимой продукции, понимаем, что выпускаем бюджетные
автомобили, которые некорректно сравнивать с машинами классов С, D, Е или SUV. Известные работники Герои
Социалистического Труда: Житков,
Анатолий Анатольевич — генеральный директор. Каданников,
Владимир Васильевич — генеральный директор. Клеймёнов,
Семён Васильевич — наладчик автоматических линий механосборочного
производства. Кузнецов,
Владимир Ильич — слесарь-ремонтник прессового производства. Малыхин,
Василий Михайлович — бригадир электромехаников сборочно-кузовного
производства. Маркелов,
Владимир Анатольевич — слесарь механосборочного производства. Поляков, Виктор
Николаевич — первый генеральный директор, Шурганов,
Николай Афанасьевич — кузнец-штамповщик металлургического производства. Кавалеры ордена
Ленина: Евсеев, Алексей
Сергеевич — главный металлург, начальник управления по развитию
производства оборудования и оснастки. Исаков,
Валентин Иванович — генеральный директор. Кавалеры ордена
Трудовой Славы: Огнев, Геннадий
Николаевич — фрезеровщик, полный кавалер ордена Трудовой Славы. Кавалеры ордена
Славы: Башкиров,
Алексей Иванович — работник заводской военизированной охраны, полный
кавалер ордена Славы. Кавалеры Государственной
премии СССР: Исаков,
Валентин Иванович — заместитель генерального директора. Карнаухов, Юрий
Георгиевич — заместитель технического директора. Кацура, Пётр
Макарович — директор по экономике и планированию. Карабин,
Александр Владимирович — начальник цеха. Матвеев,
Вячеслав Михайлович — мастер цеха. Перевалов, Юрий
Николаевич — начальник управления. Рымкевич,
Ипполит Леонардович — секретарь парткома. Синельников,
Алексей Алексеевич — слесарь. Шенбергер,
Александр Иванович — начальник управления. Социальная политика В годы
перестройки «АвтоВАЗ» передал со своего баланса многочисленные объекты
социальной инфраструктуры, ранее финансировавшиеся за его счёт. В частности, в 1991
году на баланс города был передан построенный в 1966—1991 годах жилой фонд
сотрудников. В 2008
году на баланс города были переданы дворец спорта «Волгарь», спортивный стадион
«Торпедо», «Дом культуры и техники ДКиТ», спортивный комплекс «Олимп». В 2009
году «АвтоВАЗ» отказался от содержания трёх комплексных общежитий для
иногородних работников. В декабре 2009 года медицинская служба предприятия
(поликлиники и санатории «Прилесье» и «Алые паруса») переданы Федеральному
медико-биологическому агентству. Критика Низкое качество
автомобилей производства «АвтоВАЗа» стало широко известным фактом и часто
высмеивается в среде автомобилистов. В октябре 2009 года «АвтоВАЗ» в
презентации бизнес-плана впервые признал, что производит автомобили
«чрезвычайно низкого» качества, и назвал себя неэффективным по многим пунктам.
Одной из причин такой ситуации было названо «низкое качество покупных
комплектующих». 27 мая 2013
года компания принимает решение по отзыву более 30 тысяч автомобилей марок Lada
Granta и Lada Kalina по причине проблем с тормозной системой у
партии автомобилей, выпущенных с ABS и троссовой КПП и произведенных до 7
апреля 2013 года включительно.
Интересные факты Удостоверение «Ветеран Волжского автомобильного
завода» Почтовая марка СССР, посвященная 250-летию города
Тольятти Сотрудникам,
проработавшим на заводе более 20 лет — присваивается звание «Ветеран
Волжского автомобильного завода» с вручением соответствующего удостоверения.
Существуют значки «Ветеран АвтоВАЗа» (отличающиеся логотипом завода),
а также одноименная медаль. Этого звания удостаивались также люди, не
являвшиеся сотрудником завода. В частности, это звание получил Бродский,
Александр Яковлевич (1931—2009) — спецкор «За рулем», автор первой
публикации в журнале о строящемся в Тольятти автогиганте. В декабре 1977
года Волжский автозавод был награждён Дипломом почёта ВДНХ СССР «За
разработку и внедрение автоматизированной системы управления производством
(АСУП)». Золотой медалью ВДНХ за разработку и внедрение АСУП был награждён
заместитель генерального директора АвтоВАЗа по экономике и планированию — Петр
Макарович Кацура. «АвтоВАЗ» стал
первым предприятием в СССР, на котором в ноябре 1982 года с
помощью логической бомбы в компьютерной программе был остановлен
сборочный конвейер. В 1991
году Автозавод завершил прокладку собственного оптоволоконного кабеля до
села Шигоны (включившись в магистральный узел «Ростелеком») —
для выхода на прямую междугородную и международную телефонную связь. Часть
оптического кабеля была проложена по дну Куйбышевского водохранилища. Осенью 1999
года в результате автоэкспедиции «Тибет-99», организованной из Санкт-Петербурга на
двух автомобилях ВАЗ-2131 и одном ВАЗ-2120, был осуществлён
рекордный горный подъём на удлинённой «Ниве» до отметки 5726 метров. Автомобили
производства ОАО «АвтоВАЗ» являются самыми угоняемыми (по числу) в Москве (по
данным за январь-сентябрь 2008 года). На территории
предприятия имеется вертолётная площадка, которая регулярно
использовалась до развала СССР для перевозки вертолётами грузов и руководителей
завода. Вертолётные площадки имеются только в пяти населённых пунктах Самарской
области: в Курумоче (аэропорт), Смышляевке(аэропорт), Волжском
Утёсе (резиденция Президента), Самаре и Тольятти. В
настоящее время используется редко. В 1987
году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная 250-летию
города Тольятти, где в стилизованном виде изображены: стела с Ладьёй, главный
конвейер и здание металлургического корпуса. Спорт В 1970−1980-е
годы команда «Автоэкспорт» на специально подготовленных автомобилях ВАЗ разных
моделей участвовала во всевозможных кольцевых гонках и ралли в Европе. В
чемпионате СССР был отдельных зачет для автомобилей «Жигули». Ранее регулярно
проводились соревнования «Кубок ЛАДА», а также кольцевые трековые гонки и
различные российские соревнования по ралли, где участвуют автомобили
производства «АвтоВАЗа» или спонсором соревнований является «АвтоВАЗ», в
частности — автокросс «Серебряная ладья». В 2008
году «АвтоВАЗ» принимал участие в Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым
гонкам на легковых автомобилях WTCC на автомобилях Лада 110. С 2009
года по 2011 год в Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам
на легковых автомобилях WTCC участвовала Lada Priora WTCC. С 2013
года в Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам на легковых
автомобилях WTCC участвует Lada Granta WTCC. В сезоне 2010
года на болидах команды «Формулы-1» «Рено» был размещён логотип LADA. В 2012
году стартовал «Кубок LADA Granta». Первый этап этой новой Гоночной серии
состоялся 11—12 июня на автодроме «Москва» в Мячково. Lada Niva подготовленная для участия в ралли-марафоне Мастер
ралли 2006 года. Болид Формула 1 Renault F1, за рулем Виталий
Петров, Гран При Бахрейна 2010 года. На боку за передним колесом реклама Lada. Лада Гранта Спорт для кубка Лада Гранта.
Стартовый номер 14, Пилот Алексей Дудукало, команда Лукойл рейсинг
тим. Фото с 1 этапа кубка Лада Гранта 2013 года, Moscow Raceway.
|