Производитель авиационных двигателей
Покинув в 1907
году компанию Daimler-Motoren-Gesellschaft, Вильгельм Майбах вместе
со своим сыном Карлом занялся проектированием авиационных двигателей
для дирижаблей «Цеппелин». 23 марта 1909 года они совместно с графом
Цеппелиномосновали в Биссингене Luftfahrzeug-Motorenbau GmbH (нем. Компания
по производству авиационных двигателей), дочернюю компанию Luftschiffbau
Zeppelin GmbH. Карл Майбах стал её директором и занимался дизайном моторов,
а Вильгельм был техническим консультантом. В 1912 году компания переехала в Фридрихсхафен и
была переименована в Motorenbau GmbH.
Авиационный
двигатель Maybach Mb.IVa
Двигатели
производства Maybach отличались лёгкостью и надёжностью; они использовались на
«Цеппелинах» во время Первой мировой войны. Завод производил дизельные рядные шестицилиндровые
двигатели: AZ (1909, базовая мощность: 140 л.с. — 100кВт), DW (или
IR, 1914, 160 л.с. — 120 кВт), CX (1915, 210 л.с. — 160 кВт) и HS
(или HSLu, 1915, 240 л.с. — 180 кВт). Позже производились модификации: Mb
III (улучшенная версия IR) и Мb IV (модификация HS). Со временем вместе с
мощностью увеличивалось число двигателей, устанавливаемых на один аппарат: в
1910 году на дирижаблях было по три мотора, а в 1915 году — уже четыре.
Большой успех имел дирижабль LZ 10 Schwaben с тремя 145-сильными
агрегатами Maybach, пролетевший в 1911 году над Боденским озером. Дирижабли,
на которых были установлены двигатели Maybach, развивали скорость в 20 м/с.
С 1916 года
«Цеппелины» оснащались двигателем Mb.IVa, который показал хороший
результат, развив при тестировании 245 л.с. на высоте 1800 м. Официально
мощность мотора исчислялась 260 л.с., чтобы не создалось впечатления, будто
Mb.IVa слабее своих 260-сильных предшественников. Компания поставляла моторы не
только Цеппелину, но и другим производителям дирижаблей, в том числе фирмам «Парсеваль»
и Schütte-Lanz. Дирижабль Parseval PL-14 «Буревестник», снабжённый двумя
180-сильными двигателями Maybach, был куплен Российской Империей и до
1915 года был лучшим дирижаблем России. Однако максимальная высота, которую
воздушное судно достигало с бомбовой нагрузкой, составляла всего 1100 м.
Компании Schütte-Lanz поставлялись более мощные (240 л.с.) агрегаты. На
дирижабле SL 21 было установлено пять таких моторов.
Военное
производство
Двигатель Maybach NL 42
В годы третьего
рейха фирма заняла почти монопольное положение в разработке и производстве танковых
двигателей: с 1935 года, когда двигатель NL 38TR начал
устанавливаться на лёгком танке Pz.Kpfw.I, почти все германские танки и САУ на
их базе, а также большая часть полугусеничной военной техники оснащалась
двигателями Maybach. По мнению некоторых историков, такое положение Maybach
объяснялось не столько её успехами в разработке двигателей, сколько тесными
отношениями между директором фирмы, Карлом Майбахом, и Адольфом Гитлером.
По заказам
вермахта Maybach разработала более десятка различных моделей двигателей,
устанавливавшихся на серийные и опытные образцы бронетехники и
военных машин. В годы войны Maybach предлагала отказ от шести существующих
разнотипных двигателей в пользу трёх унифицированных двигателей — 6‑цилиндрового HL 50,
8‑цилиндрового HL 67 и 12‑цилиндрового HL 100 с
единым размером цилиндро - поршневой группы, имевших лучшую металлоёмкость и технологичность,
позволяя сократить число производимых для них деталей с 2356 до 1198. Вместе с
предлагавшимся унифицированным 4‑цилиндровым HL 33 для более
лёгких машин, и тяжёлым HL 230, эта линейка двигателей должна была
покрыть основные потребности вермахта в двигателях для военных машин, но эта
программа осуществлена не была.
Двигатель Maybach HL 120
Среди всего
разнообразия производившихся Maybach по военным заказам двигателей наибольшее
значение имели три: 4,2‑литровый HL 42, которым оснащались
полугусеничные артиллерийские ягачи Sd.Kfz.10 и Sd.Kfz.11 и
бронетранспортёры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251 на их базе; 11,9‑литровый HL 120 —
стандартный для серийных средних танков Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV и
различных машин на их базе; а также 21,4‑литровый HL 210 и его
модифицированный вариант — 23,1‑литровый HL 230, которыми
оснащались машины тяжёлого класса — средний танк «Пантера» и тяжёлые
танки «Тигр» и «Тигр II».
Если первые два
двигателя считались в целом удовлетворительными в эксплуатации, то двигатель
для тяжёлых боевых машин превратился в источник постоянных проблем для панцерваффе.
Заказ на разработку компактного и лёгкого двигателя мощностью 650—700 л.с
Maybach получила от Управления вооружений в июне 1941 года, а уже в
феврале 1942 года фирма передала армии первые образцы готовых двигателей — HL 210.
HL 210 P45, устанавливавшийся на танки «Тигр» и «Пантера» первых
выпусков и развивавший максимальную мощность в 650 л.с. при 3000 об/мин,
стал мощнейшим серийным танковым двигателем своего времени и оценивался британскими специалистами как исключительно совершенный
конструктивно образец. Однако частые выходы из строя перефорсированного и
недоработанного двигателя на максимальной мощности заставили ограничить его
максимальные эксплуатационные обороты до 2600/мин, с соответствующим снижением
мощности.
Двигатель HL 230 в моторном отделении «Ягдтигра»
Недостаток
мощности HL 210 заставил разработать усовершенствованный его
вариант — HL 230, в котором алюминиевый блок цилиндров был
заменён на чугунный, что позволило рассверлить цилиндры, увеличив рабочий
объём с 21,4 до 23,1 литров и повысив мощность до 700 л.с. Однако на практике
новый двигатель также оказался ненадёжным, и чтобы увеличить его ресурс,
максимальные эксплуатационные обороты были ограничены 2500/мин, что снизило
мощность, по разным оценкам, до 650 или даже до 600 л.с. Но даже
несмотря на это, распространённой проблемой «Пантер» на протяжении всей их
истории оставались пожары, происходившие как вследствие
неудовлетворительной конструкции карбюраторов, так и недостаточной
производительности системы охлаждения, в частности, перегрева выпускных
коллекторов. Так, при послевоенном тестировании британскими военными силами
двигатель каждой четвёртой «Пантеры» возгорался несколько раз.
Помимо самих
двигателей, Maybach была ответственна за разработку всего оборудования
моторного отделения танка и связанных с двигателем систем, а также их
производство. Темпы производства одних только HL 230 заводом во
Фридрихсхафене доходили до 1000 двигателей в месяц, всего же до конца войны
Maybach поставила вермахту около 140 000 двигателей общей
мощностью около 40 млн л.с.
Наряду с
двигателями, Maybach осуществляла и производство танковых трансмиссий; в
частности, полуавтоматическая коробка
передач Olvar 40 12 16 с ервоуправлением устанавливалась
на тяжёлые танки «Тигр» и «Тигр II». В общей сложности, до конца войны Maybach
поставила вермахту более 30 000 полуавтоматических трансмиссий.